Начало
БИБЛИОТЕКА  РУССКОГО  КОСМИЗМА  —   Н.Ф. ФЕДОРОВ  //   БИБЛИОГРАФИЯ


Поиск
 ПРЕДИСЛОВИЕ   I  II  ТОМ  III   —  ОТЕЧЕСТВОВЕДЕНИЕ  IV   


* * *

«Qu'on me cite une armee la mieux composee soit-elle d'ou ait jailli spontanement un plan de campagne admirable voire possible; qu'on me cite meme un conseil de guerre qui pour la conception, je ne dis pas pour la discussion, d'une manoeuvre militaire ait valu le cerveau du plus mediocre general en chef»132. Взятие Дубняка солдатами, после того, как план взятия этой крепости, составленный генералом далеко не дюжинных, не посредственных, а даже больших способностей, не удался, может вполне служить ответом на этот вопрос. <Необходимо отметить также, что> ни один план целой кампании самого гениального полководца никогда не исполнялся так, как был задуман133.

«A-t-on jamais vu un chef d'oeuvre de l'art, en peinture, en sculpture, en architecture aussi et en epopee imaginee et executee par l'inspiration collective de 10, de 100 poetes et artistes?134 Обыденные храмы созидались не десятью, ни сотнею, а гораздо большим числом мужиков-плотников. Для нынешних же литераторов и художников, развращенных литературною и художественною собственностью, решительно невозможно коллективное вдохновение. Даже великое дело росписи двухверстной стены Кремля 3-го Рима, где могут быть представлены не только прошедшие, но и будущие судьбы мира135, объединяемого в новом виде 3-м Римом, не может заставить забыть художественную зависть, самолюбие и жажду наживы нынешних, развращенных до последней степени художников, так что мы можем указать [лишь] на множество примеров многих сотен мужиков-плотников, забывших всякую зависть, созидающих обыденные храмы, и не можем указать ни на один пример десятка, даже пятка, троицы художников, создавших совокупным трудом даже посредственное художественное произведение.

Случилось на Руси небывалое явление: в pусской интеллигенции нашлись люди, которые, по-видимому, и сами не сознавая величия своего проступка или даже преступления, дерзнули не согласиться с последним словом Западной науки, зародившимся по обыкновению в Италии, одобренным и развитым во Франции и Германии, <дерзнули не согласиться с> мыслью о бесплодности совокупного труда136.

На будущем пограничном археологическом Съезде в Риге можно бы представить реферат об обыденных храмах, о том, что они есть или были, и чем они должны быть. Было ли что-либо аналогичное этим храмам на Западе?

С. 66 - 67

КОММЕНТАРИИ

132 Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 8, ед. хр. 43 (копия рукой Н.П. Петерсона – к. 3, ед. хр. 4, лл. 264–265). Перевод начальной фразы: «Пусть мне укажут армию, как бы она ни была хорошо составлена, которая могла бы спонтанно, непосредственно породить великолепный, или хотя бы сносный, план кампании, пусть мне укажут даже военный совет, который по концепции, я уж не говорю – по обсуждению военного маневра, стоил бы соображений самого посредственного генерал-аншефа» (франц.). (Источник цитаты не установлен.) Сокращенный перевод этой фразы Федоров дал в статье «Обыденные церкви на Руси». Данная заметка – первый письменный отклик Федорова на теорию «преступной толпы». – 66.

133 См. примеч. 112. Внизу листа, на котором написана эта заметка Федорова, его рукой сделана ссылка на книгу князя А.В. Шаховского «Два похода на Балканы» (М., 1878, с. 112–117), где и изложен рассказ о взятии Горного Дубняка. – 66.

134 «Видел ли кто когда-нибудь шедевр искусства, в живописи, скульптуре, архитектуре, литературе, который был бы создан коллективным вдохновением 10, 100 поэтов и художников?» (франц.). Источник цитаты не установлен. – 66.

135 См. примеч. 212. – 66.

136 См. примеч. 107, 114. – 67.

 ВВЕРХ