Начало

БИБЛИОТЕКА  РУССКОГО  КОСМИЗМА  —   Н.Ф. ФЕДОРОВ  //   БИБЛИОГРАФИЯ


Поиск
  I    II   III     IV – ПИСЬМА  1873 4 5 6 8 9 1880 2 4 7 8 9 1890 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1900 1 2 1903 ? X  


180 - другая редакция.

В. А. КОЖЕВНИКОВУ

20 марта 1899. Сергиев Посад

Глубокоуважаемый Владимир Александрович!

Благодаря Вашей внимательной предусмотрительности я сегодня мог прочитать в ¹¹ 8280, 17-го марта «Нового Времени» статью «Военные мысли о штатском деле». Это разбор и очень дельный статьи 14 окт<ября> о разоружении, хотя автору, В. Симонову, конечно, неизвестно, что статья о разоружении есть лишь введение в вопрос об обращении разрушительной силы в воссозидательную. Этому вопросу, согласно с Вашим мнением, нужно бы предпослать другой вопрос, хотя и решенный, но неисследованный. Вопрос об условности (см. пророчес<тво> Иеремии XVIII, 7 и след.) или безусловности пророчеств о кончине мира нужно начинать от пророчества о кончине Ниневии и кончать пророчеством о кончине Иерусалима и кончине всего мира. Если книгу пророка Ионы, первого пророка первой мировой Империи, признать, как это делает Властов, общим вступлением в отдел пророческих книг, но не Ветхого только, а и Нового Завета, то все сказанное против безусловности пророчества о разрушении Ниневии еще с большею силою м<ожет> б<ыть> сказано о безусловности пророчеств о разрушении всего мира, ибо Бог пророка Ионы есть Бог и творца Апокалипсиса. Было бы большою дерзостью подумать, что Христос мог бы выразить сожаление о неисполнении пророчеств о конч<ине> мира.

Будет ли кончина мира катастрофою или мирным переходом, без войн и без естественных бедствий, это зависит от того, останутся ли люди противниками воли Божией или же, объединясь, станут орудиями Бога в деле обращения разрушительной силы в воссозидательную. У сирохалдейцев, соединению с которыми положено начало в прошлом году, одним из пяти важнейших праздников считается «Среда общественного моления ниневитян», тридневный пост за 20 дней до Вел<икого> Поста, т. е. по-нашему, пред недел<ями> приготов<ительными> <к> посту. О чем же молятся сирохалдейцы, вспоминая ниневитян времен пророка Ионы, своих земляков? Очень жаль, что нам неизвестно, в чем состоят особенности богослужения этого дня, но у них есть замечательные молитвы об угнетателях.

«...Испрашиваем Твоего милосердия для всех наших врагов... Не о суде или мщении молимся Тебе, Г<оспо>ди, Всемогущий Боже, но о сострадании и спасении... ибо Ты хочешь все человеком спастися и в разум истины идти» (из Литургии Нестория). На основании молитв за угнетателей можно молиться о спасении антихриста и черного царя немецкого, который, признавая безусловность бурной кончины мира, отвергает возможность умиротворения. Очень сожалею, что не могу в кратком письме полнее и яснее изложить этот вопрос. Свидетельствую мое глубочайшее почтение Марии Григорьевне, Сергею и Михаилу Михайловичам.

Искренно любящий и глубоко уважающий

Н. Федоров.

20 марта 1899.