Начало

БИБЛИОТЕКА  РУССКОГО  КОСМИЗМА  —   Н.Ф. ФЕДОРОВ  //   БИБЛИОГРАФИЯ


Поиск
  I    II   III     IV – ПИСЬМА  1873 4 5 6 8 9 1880 2 4 7 8 9 1890 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1900 1 2 1903 ? X  


233 - другая редакция.

В. А. КОЖЕВНИКОВУ

Между 30 июля и 3 августа 1900. Подольск

Глубокоуважаемый и дорогой

Владимир Александрович

Автору Призыва (к переходу от критики осуждения и отрицания к труду искупления и воссозидания), к двухлетнему юбилею напечатания этого стихотворения, 6 авг<уста> 1898.

Очень Вам благодарен за присылку Питер<ских> справок и особенно чрезвычайно признателен за присылку «Схем» и «Zodiacus Vitae». Мне кажется, что между окружностью и центром в последнем нужно бы сделать следующую вставку. (Это будет 3-я строка: в первой строке указывались причины бессилия человека, во 2-й строке — в чем его сила.) Под I–III написать: Призыв к объединению; под IV–VII — Проект соединения всех способностей (IV–VI) всех людей (VII); под VIII–X — в деле знания и Искусства (не таких, какие они ныне, т. е. знание без общего дела и искусство как творение мертвых подобий), объединенных в религии как Пасхе воскрешения; под XI–XII — исполнение проекта, т. е., признав свое несовершеннолетие, заменить свободу долгом, воинскою и податною повинностями, которые под руководством стоящего в отцов место должны превратиться из обязательных в добровольные, а орудия истребления — в орудия возвращения жизни, что у Вас уже написано в центре, как это <и> должно быть. Мне кажется, что для правильного понимания всех 12-и вопросов нужно бы к заглавию сделать небольшую прибавку: «Богатство ли добро, а бедность — зло или Жизнь (т. е. жизнь без смерти) есть благо, а смерть — зло? И в чем потому состоит наше дело и долг? В возвращении ли Жизни, которая, как трудом приобретенная, будет неотъемлема, т. е. бессмертна, или в обогащении всех? Пока есть смерть, жизнь состояла бы в постоянном сознании этого зла — смерти, и задача и долг, дело жизни были бы ясны. Если же изолировать людей друг от друга, так чтобы они знали только себя, то такое сознание исчезнет. Блестящим примером может служить Л. Н. Толстой. Видел он, как умирали от холеры, инфлюенцы, видел смерть собственного сына1, но зная только себя, он твердо верил, что смерти нет.

Хотя «Призыв» касается, по-видимому, первого лишь вопроса о богатстве и бедности и вопр<оса> о жизни и смерти, на самом же деле вопр<ос> о бог<атстве> и бедн<ости> входит во все 11-ть вопр<осов>, в первую их половину, и вопр<ос> о жизни и смерти во вторую половину всех же 11-и вопросов, и хотя обращается призыв, по-видимому, только к неверующим и верующим, но под неверующими нужно разуметь и философов, моралистов, и ученых всякого рода, как это и обозначено в надписании каждого вопроса; а под верующими <надо разуметь> людей всех религий живых, т. е. народных, и мертвых, т. е. ученых (вроде Толстого), хотя об этом и не сказано. Таким образом, если бы призыв был услышан, то мы имели бы собор, конференцию, хотя и не мира, а союза для дела, касающегося всех людей без исключения и всего, что есть в каждом человеке (и самого всеобщего и самого личного, родного). Призыв обращается не к некоторым, а ко всем, желая все сословие ученых обратить в Комиссию, которая бы «знание» построила на всеобщем объединении, а не <на> сословном начале, сделала бы знание (не популярное, конечно) принадлежностью всех разумных существ. Как Вы полагаете, можно ли в Zodiacus Vitae показать участие всех групп людей в общем деле возвращения жизни? В средневековых изображениях т<ак> н<азываемой> Литургии ангелов, которая также представляется в виде концентрических кругов, можно видеть образец. На наружном кругу знаки Зодиака, а под <ними> в следующем кругу работы, свойствен<ные> месяцам (напр<имер>, под зимними месяцами можно бы поместить кустарные сельские промыслы, а под летними хороводы как солнцеводы и т.д.). В центре Христос, а в ближайших кругах 12-ть пророков предсказывающих... и 12 апостолов, составляющих Символ веры (Собор?). 24 старца вместе с творцом Апокалипсиса, вероятно, благодарят Бога за то, что их пророчества не исполнились (Дидрона Annal<es> Archéolog<iques> I-й т. статья Ledoux).