Начало

БИБЛИОТЕКА  РУССКОГО  КОСМИЗМА  —   Н.Ф. ФЕДОРОВ  //   БИБЛИОГРАФИЯ


Поиск
  I    II   III     IV – ПИСЬМА  1873 4 5 6 8 9 1880 2 4 7 8 9 1890 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1900 1 2 1903 ? X  


70.

С. С. СЛУЦКОМУ

Между 13 и 23 сентября 1892. Москва

Черновое

Глубокоуважаемый Сергей Сергеевич!

Приношу Вам мою искреннюю благодарность за присылку «пропуска», сделанного «Моск[овскими] Вед[омостями]»1. Пропуск, сделанный этою недостойною газетою, свидетельствует лишь о достоинстве пропущенного места, и было бы желательно, чтобы статья Ваша в полном составе была напечатана в другой газете. Не могу не сделать небольшого замечания относительно одного места Вашей статьи, м[ожет] б[ыть], впрочем, неверно мною понятого. Согласно с Вашей статьею, Москва имеет три органа памяти, по числу 3-х великих ее духовных деятелей, но отделять этих 3-х деятелей объединения, как и разделять самую память, — значит, конечно, действовать не согласно с учением Прес[вятой] Троицы. Русская Церковь соединила память сперва 3-х святителей, потом присоединила к лику их четвертого, а теперь было бы благовременно присоединить 5-го к собору 4-х Московских чудотворцев*3, которые были также чтителями Прес[вятой] Троицы, и день 5-го октября был бы днем памяти не 4, а 5-ти св[ятых] покровителей Московс[кого] государства.

Если не должно отделять Музеев от храмов, то не следует их совершенно сливать. Конечно, не те немногие рукописи и старопечатные книги, которые находятся при Успенс[ком] соборе и Чудов[ом] мон[асты]ре, называете Вы Музеем (и которые следовало бы передать в общий Музей, ибо нынешнее разделение Музеев есть лишь временное недоразумение), а самые Собор и Монастырь... Не желая удлинять письма, я прерываю его и спешу сообщить Вам, что Музей сегодня получил повестку с 1000 руб. храму Сергия при Музее, конечно, для построения храма Св. Троицы4. Филимонов5, который еще недавно советовал мне выдумать что-нибудь получше обыденных храмов (на что я отвечал, что обыденные храмы выдумал не я, а древняя Русь, а новая Русь даже в лице не всех археологов понимает значение этих храмов), а теперь тот же Филимонов предлагает мне чуть ли не в качестве пророка явиться к Дашкову6 и возвестить ему о необходимости построения храма, а я отвечал ему, что не лучше ли ему самому в качестве археолога явиться к Директору.