Начало

БИБЛИОТЕКА  РУССКОГО  КОСМИЗМА  —   Н.Ф. ФЕДОРОВ  //   БИБЛИОГРАФИЯ


Поиск
  I    II   III     IV – ПИСЬМА  1873 4 5 6 8 9 1880 2 4 7 8 9 1890 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1900 1 2 1903 ? X  


104 - другая редакция.

А. А. КИРЕЕВУ

Не ранее 1 марта 1895.

Черновое

Препровождаемые к Вам статьи могут быть причислены к славянофильским, с некоторым, однако, различием***.

Нынешнее славянофильство говорит о соборах (соборной церкви), общинах и артелях как отличительных, хотя и несовершенных еще проявлениях славянофильского духа, т. е. соборность оно видит и в мирском, и <в> церковном строе славянства, как предзнаменование лишь великой, неопределенной будущности, но вовсе, по-видимому, не думает: во-1-х, для чего, для какого дела нужно такое совокупление сил, какой долг нужно исполнить, какой цели должно достигнуть; во-2-х, не думает также и о том, как, какими способами произвести теснейшее соединение, как в частях, так и в целом; в-3-х, не задает даже себе вопроса, во имя Кого и по какому образцу должно происходить собирание. Словом, оно, славянофильство, как и западничество, относится к будущему пассивно, а не активно, т. е. или разумное существо возлагает все свое упование на слепую силу (эволюция, прогресс) и ждет от нее, от слепой силы, разумного, целесообразного действия, или же Бога хочет сделать своим работником, а не себя орудием Его воли; а если и есть активное отношение, то оно ничего, кроме разрушения, не знает.

В посылаемых статьях эти именно три вопроса <и> затрагиваются. В них заключается: 1. Уже призыв к делу, а не восхваление соборности, — <к> делу общему, совокупному, к делу всех сынов человеческих по отношению ко всем отцам3. 2. Образцом для соединения служит Триединое Божество: в безграничной преданности и любви Сына Божия и Духа Святого к Богу Отцу указывается образец для всех сынов и дочерей человеческих по отношению ко всем отцам, образец для всех живущих ко всем умершим, ибо смерть не должна полагать предела любви, так как полнота любви есть причина бессмертия в Божестве, так же как недостаток любви есть причина смерти в человечестве. 3. Способами соединения служат: во-1-х, повсеместное построение при всех церквах школ-храмов, посвященных Пресвятой Троице как образцу единодушия и согласия, без завистливой правды, к 500-летнему юбилею открытия св. мощей Пр. Сергия, этого великого чтителя Пр. Троицы, во имя Которой и требуется повсеместное их устройство. (Этот способ кратко излагается в Предисловии к Сказанию о построении обыденного храма в Вологде.) Во-2-х, присоединение к школам-храмам (т. е. <к> духовным) школ-музеев (светских), но музеев, которые занимаются не хранением лишь останков протекшего и отжившего, а также наблюдением и направлением текущего (регуляция природы) для восстановления и оживления протекшего. Столетний юбилей осн<ователя> Министерства Н<ародного Просвещения> Каразина и нужно поставить термином для исполнения этого плана. (Этот 2-й способ излагается также очень кратко в статье «Науки и Жизни». М. 1894. «О памятнике Каразину».)

Эти два способа имеют одну цель, один долг преследуют, этим они и отличаются от нынешнего бесцельного, разъединяющего образования. Объединение, производимое чрез школы-храмы, нераздельно соединенные с школами-музеями (т. е. соединение духовного и светского), не должно быть смешиваемо с самим делом, производимым соединенными духовными и светскими: объединение живущих, объединение сынов имеет целью отцов умерших. Если живущее, т. е. еще не умершее, забывающее уже умерших и не замечающее умирающих, несмотря на непрерывность умирания, будет ставить себе целью свое благо (комфорт), то дело, такую цель имеющее, будет не только чудовищно безнравственно, но и в высшей степени бессмысленно. Нужно еще прибавить, что забывающие, не замечающие умирания есть сыны, а умершие и умирающие — отцы. Не замечать такой непрерывно и повсеместно действующей силы, как смерть, значит ли это сознавать действительность? Музей, как хранилище останков, есть именно сознание действительности. Храм, посвященный животворящему Триединству, указывает на объединение и на цель совокупного действия; Музей, как наблюдатель текущего и регулятор его, есть средство для восстановления и оживления протекшего. Храм-Музей означает соединение веры и знания в совокупном деле, школа же с храмом-музеем означает соединение сынов-учеников с отцами-учителями в общем деле воскрешения отцов-умерших.

Школы-Храмы, созидаемые во имя животворящего Триединства, а не почивающего одноличного одиночества или <же> безличной слепоты, — и Школы-Музеи, в надежде воскрешения, а не уничтожения (Нирваны) или покоя (Субботы) сооружаемые, не для одной только России назначаются. Построение их не может ограничиваться пределами России, как бы обширна она ни была*. Христианство, как дело (а другого христианства Россия не знает), не может примириться с существованием инославия и иноверия*, потому что православие есть печалование о розни, отчуждении, религиозном размирии. Вернейшим признаком Православия именно служит деятельное печалование, а не созерцательная, лицемерная мировая скорбь. Если <же> православие есть печалование о розни, то Молитва Православия будет о устранении розни, а соединение будет приготовлением к делу.