Начало

БИБЛИОТЕКА  РУССКОГО  КОСМИЗМА  —   Н.Ф. ФЕДОРОВ  //   БИБЛИОГРАФИЯ


Поиск
  I    II   III     IV – ПИСЬМА  1873 4 5 6 8 9 1880 2 4 7 8 9 1890 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1900 1 2 1903 ? X  


130.

Н. П. ПЕТЕРСОНУ

19 ноября 1897. Москва

Черновое

Глубокоуважаемый Николай Павлович

Не нужно быть пессимистом, чтобы не питать особого доверия к человеку, способному к таким подтасовкам, о которых говорится в Вашем письме к о. Антонию1. Вы же желаете такого человека сделать своим союзником против Соловьева, посылая этому надежному союзнику статью «Что такое Русь?»2 Соловьев же, как Вам известно из моего письма3, обещал исполнить Ваше желание, описать двухчасовой разговор свой с Достоевским4, сколько припомнит*. Конечно, хорошо не помнить зла, забыть о ядовитой выходке о. Антония, но не следовало бы забывать и добра. На доброжелательную присылку г. Кожевниковым своего стихотворения Вы до сих пор не удосужились выслать просимые им статейки6. Вам, по-видимому, приятно оставаться пред ним виноватым, когда так легко сделаться невинным. Спрашивать моего совета относительно сношения с от. Антон<ием> совершенно бесполезно. Вы продолжаете ему верить. Я с своей стороны предлагаю Вам как адвокату от. Ант<ония> следующее: Пришлите мне копию первого письма к о. Ан<тонию>, а также копию его ответа7. Все эти документы я передам Соловьеву, когда он приедет в Москву**. С своей стороны дополню эту коллекцию новым документом, на который о. Антоний отвечал точно такою же выходкою, как и Вам9. Из этих материалов г. Соловьев может составить статейку, которая ознакомит многих с учением о Пресв<ятой> Троице.

Вы желаете войти в сношение с новым епископом, напрашиваясь на новую неприятность, для того только, чтобы он перепечатал письмо Достоевского с приложением к нему10, но простая перепечатка без новых разъяснений совершенно бесполезна.

Соловьев*** обещал напечатать какую-нибудь статью, и я думаю, что можно бы для печати приготовить статью о Выставке Fin du siиcle12, а также статью, оставленную мною для внесения в нее прибавок: «О храмах обыденных вообще и Спасообыденских в особенности»13, о которой Вы, по-видимому, забыли. Вопрос о храмах обыденных есть вопрос о способности к соединению. Была ли на Западе — стране корыстных стачек — когда-либо бескорыстная стачка для построения храма? Возможно ли для 3 и 4-го сословий соединение для построения Школы-Храма, в коем дети того и другого сословия могли бы получить общее первоначальное образование? Какое общее образование нужно и при каких условиях оно возможно для этих двух сословий? Какому забытому на Западе Богу нужно посвятить этот храм? Вот вопросы, которые вызывает эта статья.

Свидетельствую мое глубочайшее почтение Юлии Владимировне и всему Вашему семейству.

19 ноября

1897