Начало

БИБЛИОТЕКА  РУССКОГО  КОСМИЗМА  —   Н.Ф. ФЕДОРОВ  //   БИБЛИОГРАФИЯ


Поиск
  I    II   III     IV – ПИСЬМА  1873 4 5 6 8 9 1880 2 4 7 8 9 1890 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1900 1 2 1903 ? X  


145.

Н. Ф. ФЕДОРОВ, Н. П. ПЕТЕРСОН — В. А. КОЖЕВНИКОВУ

8 июля 1898. Воронеж

8-ое июля 1898 г.

Глубокоуважаемый

Владимир Александрович!

Спешу послать Вам четыре статейки из газеты «Дон», которых Вы еще не читали1. Прошу извинить, что не выслал их раньше; причина тому недосуг — перечитать все эти статейки, чтобы сделать в них исправление опечаток, извращающих иногда самый смысл. Николай Федорович, получив Ваше письмо со статьею о Софии2, стал было писать длинное письмо, которое начиналось сожалением, что Вы вместе с статьею о Софии не прислали и статьи о Музее3, и выражалась надежда, что и последняя так же хороша, как и первая. Но затем вместо длинного было послано Вам короткое письмо4, потому что написание длинного требовало много времени, а это могло отдалить высылку Вами статьи о Музее. Теперь статья о Музее уже получена и длинное письмо требует соответствующих изменений; и кроме того, статью о Музее не успели еще прочитать, остановились на 22-й странице; и все, что прочитано, Николаю Федоровичу очень нравится. Письмо же Ваше, последнее пред отъездом на Восток5, глубоко огорчило Никол<ая> Федор<овича> тем, что Вы учение о воскрешении называете нехристианским*, называете не прямо, но таков прямой вывод из Ваших слов, и другого, при всем желании, сделать из них нельзя. Кроме того, в учении о воскрешении — воскрешение есть все; оно не есть что-либо конечное, — им начинается, им заключается и вне его нет ничего; отвергнув воскрешение, нельзя быть в этом учении согласным с чем-либо, не искажая его... Содержание даже всех посылаемых статеек есть только воскрешение, хотя они на полноту претендовать не могут и говорят не о конечном, а лишь о самом начальном, можно сказать, первоначальном. В настоящее время переписывается большая статья — «О Коперниканской науке и Птоломеевском искусстве, и о том, как может разрешиться противоречие между ними»6. Под Коперниканскою наукою, мировоззрением, разумеются все науки, соединенные в астрономии, а под Птоломеевским искусством — все искусства, соединенные в архитектуре, в храме, в храме храмов, святой Софии. К удивлению, оказалось, что статья эта как будто прямо написана против статьи Толстого — «Что такое искусство?» В этом убедились только на днях, познакомившись со 2-ою частью статьи Толстого, напечат<анной> в 1-й кн. за 1898 г. «Вопр<осов> Филос<офии> и Псих<ологии>».

Поэтому написанная и переписывающаяся статья, в сокращенном виде, посылается родственнику Толстого Денисенке7, который, вероятно, сообщит ее Толстому лично 28 августа, день 70-летия его, или перешлет ее раньше. В статье этой показывается, что под добром, составляющим цель жизни, Толстой должен признать воскрешение, если только он не совершенно отвергает логику и не откажется от того, что сам же говорит.

Статью эту, в сокращенном виде, думаем гектографировать и один оттиск пришлем Вам.

Николай Федорович низко Вам кланяется и свидетельствует Вам свое глубокое почтение и благодарность за присылку статей, которые надо бы напечатать (особенно о Музее, о котором, кажется, совсем неизвестно).

Прошу и от меня принять уверение в глубоком почтении и искренней преданности.

Весь Ваш Н. Петерсон.

Ю. П. Бартенев обещался в июле приехать в Воронеж, но вот целый месяц нет ответа на посланное ему письмо8. Вы так близко к Воронежу и неужели не заедете?!9