Начало

БИБЛИОТЕКА  РУССКОГО  КОСМИЗМА  —   Н.Ф. ФЕДОРОВ  //   БИБЛИОГРАФИЯ


Поиск
  I    II   III     IV – ПИСЬМА  1873 4 5 6 8 9 1880 2 4 7 8 9 1890 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1900 1 2 1903 ? X  


222.

В. А. КОЖЕВНИКОВУ

10 апреля 1900. Ашхабад

Христос Воскресе!

Дорогой и глубокоуважаемый Владимир Александрович

После дней страдания, рано утром в день Светлого Воскресения получено Ваше прекрасное, но неоконченное стихотворение1. В нем есть Великий Пяток — день сострадания всем страждущим, в нем выражено глубокое отвращение к непонимающим страшного величия Великого Пятка, а мнящим себя выше всех, будучи самою пустотою, нирваною. Здесь, в Туркестане, с особою силою открывается Крестное слово. Нигде в мире нет стольких Голгоф, краниевых мест, пирамид, как гор, из черепов воздвигнутых. Здесь в Туркестане на всех украшениях, на одеждах, на утвари, на оружии видим крест. Крест составляет краеугольный камень, говорят изучавшие среднеазиатский орнамент (Каразин)2. Этим орнаментом Туран свидетельствует против Ислама, обратившего Великий Пяток в день ликования. Великий Пяток — день обращения орудий истребления в орудие спасения — должен бы особенно быть почитаем в Туране, в царстве Аримана. Он и будет чтим, когда все орудия истребления обратятся в орудия спасения от всех общих бедствий и от всего зла. Крест был, вероятно, самым древнейшим, б<ыть> м<ожет>, первым орудием казни. Самая простота его формы свидетельствует об этом. Вид этого орудия был воспроизведением, подобием человека, простершего руки к небу в момент глубокой скорби («к небу шлет стенанья»)3. Так что в этой казни было богохульство. Если вертикальное положение человека было первым выражением религиозного чувства (начало религии), то в крестной казни было первое отрицание религии. Долго небо зрело эти казни, ожидая раскаяния от самого человека, т. е. ожидая, что он сам поймет, чтоâ ему нужно делать, и, наконец, решило преподать ему великий урок обращения орудия казни в орудие спасения и, к стыду всех мудрецов и интеллигентов, предоставило разбойнику первому признать в распятом Спасителя. Обращение орудия истребления и богохульства в орудие спасения человеческого рода — вот истинно божественное мщение. Вот что значит «Мне отмщение и Я воздам»4 в новозаветном смысле. Это извлечение из статьи «Великий Пяток в Туране, Царстве Аримана»5, где всегда, можно сказать, «Толпа людей живет в волнах страданья, то кровь свою...» И в пустынном Туране — «цветут земных страстей роскошные поляны». Все это есть в Вашем стихотворении, но нет в нем Воскресения, или есть лишь слабые признаки его зари. А между тем Ваши слова «Жить со всеми, все зло и смерть побеждая», принятые в строгом смысле, заключают светлое воскресение в самом обширном смысле. Чтобы действительно жить со всеми, нужно все и умершие бесчисленные поколения наших отцов оживить, а через них все чуждые миры вселенной породнить. Тогда не будет безжалостного рая, а вся вселенная будет одним раем, и люди не будут орудиями слепой, чувственной, умерщвляющей силы, принимая рабство за господство, как сверхмирный титан, а станут орудиями Бога, не только смерти не создавшего, но и требующего от сынов оживления отцов, ибо Он — Бог не мертвых, а живых.

Поздравляю со светл<ым> Праздником Вас, Марию Григорьевну, Сергея и Михаила Михайловичей... Н<иколай> Павлович и Юл<ия> Владимировна Вас поздравляют с праздни<ком> Воск<ресения> Христова.

P.S. Где напечатана новая драма Ибсена «Когда мы, мертвые, проснемся...»?6

Телеграммы от К. П. Афонина еще не получено7.

10 апреля

1900.