Начало

БИБЛИОТЕКА  РУССКОГО  КОСМИЗМА  —   Н.Ф. ФЕДОРОВ  //   БИБЛИОГРАФИЯ


Поиск
  I    II   III     IV – ПИСЬМА  1873 4 5 6 8 9 1880 2 4 7 8 9 1890 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1900 1 2 1903 ? X  


237.

Н. Я. ПЯСКОВСКОМУ

31 марта — первая половина апреля 1901. Москва

Черновое

Христос Воскресе, смерть поправый

и жизнь всем даровавый.

Первый тропарь и отцов Воскресение.

Ни в заглавии, ни в программе нет имени Христа, а потому в вопросе, как мыслил Соловьев о воскресении, под словом «воскресение» нужно было разуметь воскресение вообще, иначе было бы сказано: «Как мыслил В. Сол<овьев> о воскресении Христа?» Если бы Вы даже указали на близость Вашей лекции по времени к празднику Воскр<есения> Христ<ов>а, то <все же> нужно сказать, что Воскресение Христово нельзя отделять от всеобщ<его> воскресения, как это и выражено в тропаре праздника, поставленном в эпиграфе, который служит и завершением, отпустом, что и Вы отчасти признаете, тем не менее считая <себя> вправе говорить лишь о воскресении <Христа>, хотя в заглавии, как сказано, такого выделения нет.

Вы хотите отвечать по рубрикам и умалчиваете о первом, о второстепенности страха за свое существование пред страхом за всех, т. е. любовью.

Сказать, что Цель жизни есть лишь часть будто бы «более общего понятия» «смысла», — это все равно, что сказать, что Воля входит в общее понятие разума, дело составляет часть мысли. Мы говорим не о целесообразности, уже существующей в мире, а о целесообразности, которую должно внести разумное существо в неразумную природу, в силу рождающую и умерщвляющую, обратив ее в воссозидающую, как исполнение воли Божией.

Не слышавши еще Вашей лекции, как мы могли понять, что Вы говорите о воскресении Христа, когда слова «Христос», как уже сказано, нет ни в программе, ни в заглавии. Что же касается проективного, то уже одна постановка его между субъективным и объективным показывает, что не в инженерном и не <в> архитектурном смысле употребляется это слово, если под ним не разуметь созидание храма или дома, и не творение мертвых подобий, а воссозидание не путем рождения, как это теперь, а путем знания и дела всеобщего.

Термины субъективный и объективный — термины сословные, термины посвятивших себя исключительно знанию и не понимающих, к сожалению, действия, т. е. полу-людей, или, точнее, термины «суб<ъективный>» и «объектив<ный>» относятся к несовершеннолетию человеч<еского> рода. Вся философия, как мысль без дела, есть лишь схоластика, отживающая наука, еще не вышедшая из школы. Термин «проективный» есть уже выход к совершеннолетию, т. е. люди, точнее сыны человеческие, будут совершителями проекта, проекта естественного для сынов человеческих: возвращения жизни отцам.

Мы полагали, что Вы не равнодушны к болезням нашего века и особенно нашего отечества, болезни, поражающей самые источники жизни, болезни, хотя и называющейся ребяческою революциею, но которая может сделаться смертоносною, а желательно, чтобы эта болезнь была не к смерти, а к славе Божией, как болезнь Лазаря. Так мы и полагали, прочитав Вашу программу как указание на дело, пред которым и социализм, и анархизм, <даже> и не ребяческий, является несовершеннолетним.