Идеалы «всечеловечности» и «всемирной отзывчивости» — различия между версиями

Материал из Н.Ф. Федоров
Перейти к: навигация, поиск
м
м
Строка 23: Строка 23:
 
<div style="text-align:right">''Анна Горская''</div>
 
<div style="text-align:right">''Анна Горская''</div>
 
<hr>
 
<hr>
[[Файл:2014 03 15 .jpg|300 px]]Зеседание открылось выступлением сотрудницы ИМЛИ РАН и Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова Анастасии Гачевой «Национализм – космополитизм – всечеловечность. Опыт русской мысли». Это сообщение ставило своей целью показать, что философский горизонт Достоевского, Соловьева, Бердяева, а также многих других близких им мыслителей, никогда не был и по сути своей не может быть ограничен «злобой дня». Оппозиция Востока и Запада в их писаниях определялась не прямым, геополитическим, но символическим смыслом. Противопоставлялись не конкретные регионы, а принципы устроения жизни. Ставился вопрос, на каких путях устроится человечество. Будет ли это атомарная цивилизация, погрязшая в секуляризме, укорененная в обособлении и борьбе всех против всех как на личностном, так и на государственном уровне. Или мир сумеет выстроить иную, высшую модель общежития, чаемый соборный принцип мироустройства, объединяющий отдельных людей и целые народы единым религиозным заданием. Важнейшим условием достижения всеславянского и шире - всехристианского идеала названные философы полагали обуздание народами своей национальной гордыни, их готовность к смиренному восполнению собою, своими духовными плодами общего движения ко благу. А.Г. Гачева также отметила, что заместить принцип национальной исключительности образом всечеловечества стремились и русские космисты. Ими была предложена еще более широкая основа единения и примирения: созидающая роль человека, в котором природа приходит к самосознанию, всепланетарная ответственность рода людского, призванного к преображению мира, борьбе с силами небытия.
+
[[Файл:2014 03 15 .jpg|300 px|left]]Зеседание открылось выступлением сотрудницы ИМЛИ РАН и Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова Анастасии Гачевой «Национализм – космополитизм – всечеловечность. Опыт русской мысли». Это сообщение ставило своей целью показать, что философский горизонт Достоевского, Соловьева, Бердяева, а также многих других близких им мыслителей, никогда не был и по сути своей не может быть ограничен «злобой дня». Оппозиция Востока и Запада в их писаниях определялась не прямым, геополитическим, но символическим смыслом. Противопоставлялись не конкретные регионы, а принципы устроения жизни. Ставился вопрос, на каких путях устроится человечество. Будет ли это атомарная цивилизация, погрязшая в секуляризме, укорененная в обособлении и борьбе всех против всех как на личностном, так и на государственном уровне. Или мир сумеет выстроить иную, высшую модель общежития, чаемый соборный принцип мироустройства, объединяющий отдельных людей и целые народы единым религиозным заданием. Важнейшим условием достижения всеславянского и шире - всехристианского идеала названные философы полагали обуздание народами своей национальной гордыни, их готовность к смиренному восполнению собою, своими духовными плодами общего движения ко благу. А.Г. Гачева также отметила, что заместить принцип национальной исключительности образом всечеловечества стремились и русские космисты. Ими была предложена еще более широкая основа единения и примирения: созидающая роль человека, в котором природа приходит к самосознанию, всепланетарная ответственность рода людского, призванного к преображению мира, борьбе с силами небытия.
 
<hr>
 
<hr>
 
<gallery perrow=3  widths=250 heights=186>
 
<gallery perrow=3  widths=250 heights=186>

Версия 12:17, 28 марта 2014

15 марта в 13-00 в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова состоялось заседание литературно-философской студии «Алетейя». Тема заседания: Идеалы «всечеловечности» и «всемирной отзывчивости» в русской философии и литературе. Заседание студии посвящено обсуждению двух важнейших понятий отечественной мысли и литературы: «всечеловечности» и «всемирной отзывчивости». «Всечеловечности» как синтетической категории, снимающей антиномии «национализма» и «космополитизма». «Всемирной отзывчивости» как родственного внимания к другим национальным традициям и культурам, «необходимого условия» планетарной общности.

Отдельный блок выступлений посвящен памяти Георгия Гачева, философа, культуролога, автора серии «Национальные образы мира», описывавшего «национальный мир и ум как инструмент с особым тембром в симфоническом оркестре человечества», призывавшего ценить «возлюбленную непохожесть» народов земли. 23 марта 2014 года исполняется 6 лет со дня трагической гибели философа, а 1 мая – 85 лет со дня его рождения.

Программа семинара

  • А.Г. Гачева, д.ф.н., в.н.с. ИМЛИ РАН, гл.библ. Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова. Национализм – космополитизм – всечеловечность. Опыт русской мысли
  • И.В. Макарова (соискатель Литературного института). Мир, каким его видят Председатели Земного Шара
  • Е.Н. Ратникова (аспирант ИМЛИ РАН). Всеобщее братство Розы Мира у Даниила Андреева
  • Е.Ю. Константинова (соискатель ИМЛИ РАН). «Мудрец шьет связи». Идея всечеловечности во время гражданской войны (Образ войны в современных СМИ и в дневниках М. Пришвина 1917-1922гг.)
  • Н.А. Петрокович (ст. науч. сотр. Московского государственного психолого-педагогического университета, соискатель Московской государственной академии физической культуры). «Обретение доброты, отзывчивости, человечности через спорт»

Памяти Георгия Гачева

  • У.М. Бахтиикреева, д. филол. н., проф. кафедры русского языка и межкультурной коммуникации РУДН. Симфония человечества в трудах Георгия Гачева
  • А.Г. Гачева. Жизнь с Мыслью. Феномен Георгия Гачева

15 марта в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова прошло очередное заседание литературно-философской студии «Алетейя». Его темой стали идеалы «всечеловечности» и «всемирной отзывчивости» в русской философии и литературе. В сегодняшних общественно-политических дискуссиях многие важнейшие понятия мировой истории и культуры подпадают произвольной, субъективной интерпретации. В их числе оказались также идеи знаменитых русских мыслителей – Достоевского, Соловьева, Бердяева, касающиеся судеб славянского мира, роли Восточного Православия в их разрешении.

У одних соответствующие высказывания и понятия предстают в качестве «провиденциального комментария» к внешнеполитическому положению сегодняшней России, другие ссылаются на них, «разоблачая» ее геополитические амбиции. Так или иначе, масштаб и значение идей русских христианских мыслителей совершенно игнорируются обеими конфликтующими сторонами. 15 марта мы собрались в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова для того, чтобы вернуться к собственному содержанию русской мысли, найти в ней образцы преодоления личностного и национального эгоизма, не принципиального, случайного, субъективно-ограниченного отношения к вещам, понятиям, оппонентам.

Анна Горская

2014 03 15 .jpg
Зеседание открылось выступлением сотрудницы ИМЛИ РАН и Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова Анастасии Гачевой «Национализм – космополитизм – всечеловечность. Опыт русской мысли». Это сообщение ставило своей целью показать, что философский горизонт Достоевского, Соловьева, Бердяева, а также многих других близких им мыслителей, никогда не был и по сути своей не может быть ограничен «злобой дня». Оппозиция Востока и Запада в их писаниях определялась не прямым, геополитическим, но символическим смыслом. Противопоставлялись не конкретные регионы, а принципы устроения жизни. Ставился вопрос, на каких путях устроится человечество. Будет ли это атомарная цивилизация, погрязшая в секуляризме, укорененная в обособлении и борьбе всех против всех как на личностном, так и на государственном уровне. Или мир сумеет выстроить иную, высшую модель общежития, чаемый соборный принцип мироустройства, объединяющий отдельных людей и целые народы единым религиозным заданием. Важнейшим условием достижения всеславянского и шире - всехристианского идеала названные философы полагали обуздание народами своей национальной гордыни, их готовность к смиренному восполнению собою, своими духовными плодами общего движения ко благу. А.Г. Гачева также отметила, что заместить принцип национальной исключительности образом всечеловечества стремились и русские космисты. Ими была предложена еще более широкая основа единения и примирения: созидающая роль человека, в котором природа приходит к самосознанию, всепланетарная ответственность рода людского, призванного к преображению мира, борьбе с силами небытия.