Какой должна быть библиотека в современном мире (опрос издания Лиterraтура)

Материал из Н.Ф. Федоров
Версия от 14:54, 11 ноября 2014; Petrov (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Анастасия Гачева, создатель Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова при Библиотеке № 124 ЦБС ЮЗАО, победитель конкурса «Библиотекарь года – 2014»:

Думается, на заре эры Гутенберга человечество испытывало не меньший шок от появления печатной книги, нежели мы сейчас, в эпоху натиска книги электронной. Огромные рукописные фолианты, переписывавшиеся месяцы, а то и годы, в тишине монастырей или под сводами дворцов, вдруг сменились томами, тиражируемыми на печатном станке. Самый процесс переписывания утрачивал сакральный характер, уступая место литерному набору и тиражированию. Но разве это означало смерть книги? Отнюдь нет. Так и теперь электронные издания не отменяют традиционных бумажных, но существенно расширяют их возможности, позволяя одной и той же книге существовать реально и виртуально, быть доступной читателю не только на книжных полках, но и в сети, тем самым повышая ее востребованность. В цифровую эпоху библиотека не отмирает, она творчески перестраивается. Перед современными библиотеками, содержащими не только книжные, но и электронные фонды, имеющими доступ в сеть Интернет, выход к российским и мировым информационным ресурсам, открывается широкое поприще. Информационная эпоха заставляет человека учиться, расширять круг своих знаний и интеллектуальных умений. И библиотека для него –  умный и умелый помощник.

Будущее библиотек я вижу в их превращении в центры открытого образования и самообразования – так, как об этом писал еще в XIX веке «герой и подвижник в области книговедения» Николай Федоров, выдвигая идею всеобщности знания: «Все должны быть познающими и все – предметом познания». К сожалению, нынешняя реформа библиотечного дела мало учитывает мощный образовательный потенциал библиотеки. Библиотечных работников настойчиво ориентируют на путь досуговой деятельности, не столько на формирование у читателя интереса к книге и чтению, сколько на развлечение. А развлечение по своей сути – процесс гораздо менее творческий, нежели чтение, предполагающее работу мысли и воображения, усилие ума и сердца. Книга в библиотеке, превращенной в клуб, где достаточно просто общаться, пить кофе, устраивать перформансы или заниматься кройкой и шитьем, уходит на второй план.

Да, библиотеки всегда были площадками живого общения, в них и до эпохи реформ бурлила и продолжает бурлить живая жизнь: книжные и художественные выставки, лекции, экскурсии, открытые уроки и утренники для детей, творческие студии и семинары, конференции и круглые столы. Но во главу угла этих мероприятий поставлены книга и знание, они призваны транслировать наследие, воспитывать вкус, развивать человека творчески и духовно. А развитие всегда предполагает усилие – в том числе внутреннее усилие читателя. Приходя же в библиотеку за развлечением, «пользователь» (словечко предельно утилитарное и по большому счету бескрылое) не считает нужным сделать это усилие. Библиотекарь же из Вергилия читателя в мире наследия превращается в официанта, призванного ублажать «клиента», идя на поводу у его часто далеко не блестящего вкуса.

Что касается унификации и единого стилевого стандарта для библиотек… На мой взгляд, это вещь спорная. Разработчики бренд-бука московских библиотек были движимы стремлением сделать библиотеки узнаваемыми в пространстве города. Это как со Сбербанками – увидел бело-зеленую вывеску и радостно двинулся производить финансовые операции. Не думаю, что затея переформатирования уже существующих библиотек в едином ключе, разрушения собственного неповторимого стиля каждой библиотеки повысит их востребованность городскими жителями. Да, можно попробовать сделать такую сеть на новых площадках и сначала посмотреть, как это работает, интересно это читателю, тем более детскому, или нет. Но недопустимо уничтожать то стилевое богатство, которое являет нам сеть московских и российских библиотек. Этот стиль тесно связан с содержанием. У каждой библиотеки свое творческое лицо, своя неповторимая нота. К тому же культуре противопоказана усредняющая стандартизация. Культура – по самой своей сути это «цветущая сложность», если воспользоваться выражением Константина Леонтьева. И эту цветущую сложность мы призваны сохранить, а по мере сил – творчески приумножить.

Узнать мнения других участников опроса и проголосовать за понравившееся.