Федоров Н.Ф. Абсолютный мимитизм и безусловный окцидентализм Владимира Соловьева — различия между версиями

Материал из Н.Ф. Федоров
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показано 79 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
__NOTITLE__
+
__NOTITLE__  
{{Отексте
+
{{Оработе
 
|КАЧЕСТВО=100%
 
|КАЧЕСТВО=100%
 
|АВТОР=[[Федоров Николай Федорович | Николай Федорович Федоров]]  
 
|АВТОР=[[Федоров Николай Федорович | Николай Федорович Федоров]]  
Строка 10: Строка 10:
 
|ДАТАПУБЛИКАЦИИ=
 
|ДАТАПУБЛИКАЦИИ=
 
|ИСТОЧНИК={{СС4|том=4|страницы=88-89}}
 
|ИСТОЧНИК={{СС4|том=4|страницы=88-89}}
|ДРУГОЕ=<ref name="к325" group="К."/>
+
|ИЗКОММЕНТАРИЕВ=<ref name="k325" group="К."/>
 
|ВИКИПЕДИЯ=
 
|ВИКИПЕДИЯ=
 
|ИЗОБРАЖЕНИЕ=
 
|ИЗОБРАЖЕНИЕ=
Строка 16: Строка 16:
 
| СЛЕДУЮЩИЙ = [[По поводу полемики о «Блаженной жизни»|IV,93]]
 
| СЛЕДУЮЩИЙ = [[По поводу полемики о «Блаженной жизни»|IV,93]]
 
}}
 
}}
 +
<div class="indent">
 +
[[Федоров Н.Ф. Вопрос о восстановлении всемирного родства. Средства восстановления родства. Собор#pr1|Примечание 1 к Собору]]
  
 
({{Библия|Ин|12:12}})
 
({{Библия|Ин|12:12}})
 
<div class="indent">
 
<div class="indent">
{{стих|глава=4|стих=186|green}} Если Россия, то есть русская интеллигенция, страдает отсутствием самостоятельности, то Владимир Соловьев должен быть признан полнейшим ее представителем. Его учение должно быть названо ''Абсолютным мимитизмом'', законченным подражанием Западу. Он отрицал только одну национальность, ту, которая и сама относилась к себе всегда отрицательно, т. е. русскую национальность; он проникнут благоговением ко всем религиям: и к религии войны — Исламу («честному магометанству»), и к религии золота — иудаизму, с презрением относящемуся к земледелию, и к религии мрака и невежества — католицизму, словом, ко всем, кроме православия, состоящего в печаловании о своем несовершенстве.
+
Если Россия, то есть русская интеллигенция, страдает отсутствием самостоятельности, то Владимир Соловьев должен быть признан полнейшим ее представителем. Его учение должно быть названо ''Абсолютным мимитизмом'', законченным подражанием Западу. Он отрицал только одну национальность, ту, которая и сама относилась к себе всегда отрицательно, т. е. русскую национальность; он проникнут благоговением ко всем религиям: и к религии войны — Исламу («честному магометанству»), и к религии золота — иудаизму, с презрением относящемуся к земледелию, и к религии мрака и невежества — католицизму, словом, ко всем, кроме православия, состоящего в печаловании о своем несовершенстве.
  
 
В философии под отрицанием отвлеченного скрывается, и даже не скрывается, а открыто обожается отвлеченность и сословие, живущее не делом, а тоже одними отвлеченностями. Под понятиями и представлениями он <(Соловьев)> не заметил проектов; эмпирию он не расширяет до должных размеров, то есть до пределов всеобщего наблюдения и опыта, что могло бы быть, однако, достигнуто путем распространения образования или, точнее, познавания, на всех, и в чем заключалось бы и отрицание сословности в знании. Он знает опыт или Историю лишь всемирно-мещанскую (европейскую, западную), а не всемирно-крестьянскую, стремящуюся землю в ее целости сделать предметом всех в совокупности.
 
В философии под отрицанием отвлеченного скрывается, и даже не скрывается, а открыто обожается отвлеченность и сословие, живущее не делом, а тоже одними отвлеченностями. Под понятиями и представлениями он <(Соловьев)> не заметил проектов; эмпирию он не расширяет до должных размеров, то есть до пределов всеобщего наблюдения и опыта, что могло бы быть, однако, достигнуто путем распространения образования или, точнее, познавания, на всех, и в чем заключалось бы и отрицание сословности в знании. Он знает опыт или Историю лишь всемирно-мещанскую (европейскую, западную), а не всемирно-крестьянскую, стремящуюся землю в ее целости сделать предметом всех в совокупности.
Строка 27: Строка 29:
 
Сын западника, он в индивидуализме превзошел Ницше, делая из бессмертия привилегию Сверхчеловеков. Он видел зло лишь в позитивизме, тогда как главное зло заключалось в кантизме, который не заметил своей коренной ошибки — <в> отделении (антиномии) двух разумов и мнимом примирении <их> в рефлектирующем суждении, слабость коего критика не показала, и особенно <зло заключается в Социализме>, который основал свое учение на возвращении к кантовскому предрассудку.
 
Сын западника, он в индивидуализме превзошел Ницше, делая из бессмертия привилегию Сверхчеловеков. Он видел зло лишь в позитивизме, тогда как главное зло заключалось в кантизме, который не заметил своей коренной ошибки — <в> отделении (антиномии) двух разумов и мнимом примирении <их> в рефлектирующем суждении, слабость коего критика не показала, и особенно <зло заключается в Социализме>, который основал свое учение на возвращении к кантовскому предрассудку.
  
Если бы Соловьев серьезно отвергал ''отвлеченность'', то он учреждения, или органы, религии, знания и искусства предпочел бы теориям. После шумной защиты диссертации, ничего самостоятельного не заключающей, ему предстояло на выбор или устроение высшего органа знания и действия для громадного континента, каким должен бы быть Музей 3-го Рима, т. е. Музей Московский, как <орган> высшего собирания**<ref name="**" group="Пр."/>., а Соловьев предпочел пассивную роль читателя в богатейшем Музее Британском<ref name="к326" group="К."/>, вместо того, чтобы употребить свои таланты на создание или устроение Музея в Москве; он даже не хотел оказать малейшего содействия в установлении <книжного> обмена, не международного, а только франко-русского, чтобы дать просветительное значение этому союзу.
+
{{verse||1}}Если бы Соловьев серьезно отвергал ''отвлеченность'', то он учреждения, или органы, религии, знания и искусства предпочел бы теориям. После шумной защиты диссертации, ничего самостоятельного не заключающей, ему предстояло на выбор или устроение высшего органа знания и действия для громадного континента, каким должен бы быть Музей 3-го Рима, т. е. Музей Московский, как <орган> высшего собирания**<ref name="**" group="Пр."/>., а Соловьев предпочел пассивную роль читателя в богатейшем Музее Британском&nbsp;<ref name="k326" group="К."/>, вместо того, чтобы употребить свои таланты на создание или устроение Музея в Москве; он даже не хотел оказать малейшего содействия в установлении <книжного> обмена, не международного, а только франко-русского, чтобы дать просветительное значение этому союзу.
  
Точно так же из ''двух кладбищ'' он предпочел ''Египет'' — кладбище невозможного сохранения не жизни, а да{{abbr|жe|стр.89|0}} трупов, предпочел его ''Кремлю'', также кладбищу, но кладбищу воскрешения, Кремлю 3-го Рима, в Памира или Эдема место стоящему, где знание должно достигнуть управления слепою силою, умерщвляющею, — т. е. раскрыть значение и Православия, и Самодержавия. Соловьев искал вдали то, что находилось вблизи, у самого места его рождения.
+
Точно так же из ''двух кладбищ'' он предпочел ''Египет'' — кладбище невозможного сохранения не жизни, а да{{стих|глава=Стр.|стих=187|цвет=green}}же трупов, предпочел его ''Кремлю'', также кладбищу, но кладбищу воскрешения, Кремлю 3-го Рима, в Памира или Эдема место стоящему, где знание должно достигнуть управления слепою силою, умерщвляющею, — т. е. раскрыть значение и Православия, и Самодержавия. Соловьев искал вдали то, что находилось вблизи, у самого места его рождения.
  
 
Показать, чем должен быть Кремль, — это не значит распоряжаться, не спросясь хозяина, как он говорил, <напротив, это выражение Соловьева свидетельствует> только <о его> неверии в силу Истины и блага.
 
Показать, чем должен быть Кремль, — это не значит распоряжаться, не спросясь хозяина, как он говорил, <напротив, это выражение Соловьева свидетельствует> только <о его> неверии в силу Истины и блага.
Строка 38: Строка 40:
 
; Примечания Н.Ф. Федорова
 
; Примечания Н.Ф. Федорова
 
{{примечания|group=Пр.|refs=
 
{{примечания|group=Пр.|refs=
<ref name="*">* Человек, которому</ref>
+
<ref name="*">* Человек</ref>
 
<ref name="**">** А между тем</ref>
 
<ref name="**">** А между тем</ref>
 
}}
 
}}
Строка 44: Строка 46:
 
; Комментарии [[Гачева Анастасия Георгиевна|А.Г. Гачевой]] при участии С.Г. Семеновой
 
; Комментарии [[Гачева Анастасия Георгиевна|А.Г. Гачевой]] при участии С.Г. Семеновой
 
{{примечания|group=К.|refs=
 
{{примечания|group=К.|refs=
<ref name="к325"><sup>325</sup> В архиве Н. П. {{abbr|Петерсона| Данное примечание представляет собой письмо Федорова к известному церковному деятелю и писателю Антонию (Храповицкому) (1864—1936). Антоний, выступавший за необходимость нравственного объяснения догматов («раскрыть влияние церковных установлений на совершенствование нашего сердца»), подчеркивавший идею христианской общественности, привлек внимание мыслителя своей речью, читанной 26 сентября 1892 г. в Московской духовной академии по случаю пятисотлетнего юбилея со дня кончины преп. Сергия Радонежского. Речь носила название «Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы» (впервые напечатана в журнале «Богословский вестник», 1892, ноябрь). В этой речи Антоний указал, что Пресвятая Троица дает пример идеального, благого единства — «то блаженнейшее и истиннейшее бытие, где свобода и вечность Лиц не сокрушает единства и естества, где есть место и свободной личности, но где нет места безусловной личной самозамкнутости», и уподобил троическому единству, нераздельному и неслиянному, — Святую Церковь, «единую по естеству, но множественную по лицам», соединяющую ангелов и пророков, апостолов и мучеников, всех живых и умерших в вере, надежде и любви. Такой взгляд, разумеется, был близок и Федорову. В то же время Федоров критикует Антония за умозрительность, метафизичность его понимания Троицы, за то, что она остается в его построениях лишь «нравственной идеей», идеалом, не претворяя действительность по своему образу и подобию. Он проповедует необходимость обращения догмата, отвлеченной истины веры, в заповедь, «для руководства мыслей, чувств, воли и дела, словом — всей жизни нашей», в действенное правило жизни.|0}} данная заметка Н. Ф. Федорова сохранилась в двух редакциях. Первая сделана на большом двойном листе рукой Н. Ф. Федорова (ОР РГБ,
+
<ref name="k325"><sup>325</sup>&nbsp;Другое</ref>
ф. 657, к. 9, ед. хр. 36; копия рукой [[Петерсон Николай Павлович |Н. П. Петерсона]] – к. 3, ед. хр. 4, лл. 305–306), вторая – на двух двойных листах рукой В. А. Кожевникова с поправками и приписками Н. Ф. Федорова – к. 3, ед. хр. 4, лл. 301–302. В настоящем издании за основу взят текст второй редакции и дополнен недостающим куском из первой редакции. – 88. </ref>
+
<ref name="k326"><sup>326</sup>&nbsp;См. выше примеч. 52.</ref>
<ref name="к326"><sup>326</sup> Здесь и ниже Федоров касается некоторых вех биографии В. С. Соловьева, указывая на возможность иного развертывания его судьбы – такого, каким оно могло было бы быть в перспективе «всеобщего дела». – 88.</ref>
 
 
}}
 
}}
 
 
[[Категория:Статьи и заметки о Ф.М. Достоевском, Л.Н. Толстом, В.С. Соловьеве|Абсолютный мимитизм и безусловный окцидентализм Владимира Соловьева]]
 

Текущая версия на 23:06, 5 января 2012

Абсолютный мимитизм и безусловный окцидентализм Владимира Соловьева
Николай Федорович Федоров
Источник: Федоров Н. Ф. Сочинение сочинений: В 4-х тт. — М.: Традиция, 1999. —  Том IV. — С. 88-89 • <ref name="k325" group="К."/>


Примечание 1 к Собору

(Ин.12:12)

Если Россия, то есть русская интеллигенция, страдает отсутствием самостоятельности, то Владимир Соловьев должен быть признан полнейшим ее представителем. Его учение должно быть названо Абсолютным мимитизмом, законченным подражанием Западу. Он отрицал только одну национальность, ту, которая и сама относилась к себе всегда отрицательно, т. е. русскую национальность; он проникнут благоговением ко всем религиям: и к религии войны — Исламу («честному магометанству»), и к религии золота — иудаизму, с презрением относящемуся к земледелию, и к религии мрака и невежества — католицизму, словом, ко всем, кроме православия, состоящего в печаловании о своем несовершенстве.

В философии под отрицанием отвлеченного скрывается, и даже не скрывается, а открыто обожается отвлеченность и сословие, живущее не делом, а тоже одними отвлеченностями. Под понятиями и представлениями он <(Соловьев)> не заметил проектов; эмпирию он не расширяет до должных размеров, то есть до пределов всеобщего наблюдения и опыта, что могло бы быть, однако, достигнуто путем распространения образования или, точнее, познавания, на всех, и в чем заключалось бы и отрицание сословности в знании. Он знает опыт или Историю лишь всемирно-мещанскую (европейскую, западную), а не всемирно-крестьянскую, стремящуюся землю в ее целости сделать предметом всех в совокупности.

Не признавая самостоятельной философии в России, <Соловьев> не видит, что отрицание западной философии будет или должно быть отрицанием философии вообще, как знания. Он видел кризис там, где наступал уже конец философии* <ref name="*" group="Пр."/>.

Сын западника, он в индивидуализме превзошел Ницше, делая из бессмертия привилегию Сверхчеловеков. Он видел зло лишь в позитивизме, тогда как главное зло заключалось в кантизме, который не заметил своей коренной ошибки — <в> отделении (антиномии) двух разумов и мнимом примирении <их> в рефлектирующем суждении, слабость коего критика не показала, и особенно <зло заключается в Социализме>, который основал свое учение на возвращении к кантовскому предрассудку.

1Если бы Соловьев серьезно отвергал отвлеченность, то он учреждения, или органы, религии, знания и искусства предпочел бы теориям. После шумной защиты диссертации, ничего самостоятельного не заключающей, ему предстояло на выбор или устроение высшего органа знания и действия для громадного континента, каким должен бы быть Музей 3-го Рима, т. е. Музей Московский, как <орган> высшего собирания**<ref name="**" group="Пр."/>., а Соловьев предпочел пассивную роль читателя в богатейшем Музее Британском <ref name="k326" group="К."/>, вместо того, чтобы употребить свои таланты на создание или устроение Музея в Москве; он даже не хотел оказать малейшего содействия в установлении <книжного> обмена, не международного, а только франко-русского, чтобы дать просветительное значение этому союзу.

Точно так же из двух кладбищ он предпочел Египет — кладбище невозможного сохранения не жизни, а да187же трупов, предпочел его Кремлю, также кладбищу, но кладбищу воскрешения, Кремлю 3-го Рима, в Памира или Эдема место стоящему, где знание должно достигнуть управления слепою силою, умерщвляющею, — т. е. раскрыть значение и Православия, и Самодержавия. Соловьев искал вдали то, что находилось вблизи, у самого места его рождения.

Показать, чем должен быть Кремль, — это не значит распоряжаться, не спросясь хозяина, как он говорил, <напротив, это выражение Соловьева свидетельствует> только <о его> неверии в силу Истины и блага.


<references group=""></references>

Примечания Н.Ф. Федорова

<references group="Пр."><ref name="*">* Человек</ref> <ref name="**">** А между тем</ref></references>

Комментарии А.Г. Гачевой при участии С.Г. Семеновой

<references group="К."><ref name="k325">325 Другое</ref> <ref name="k326">326 См. выше примеч. 52.</ref></references>