СБХИ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ХОД РАБОТ ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ Поиск


- рабочий вариант -

КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА
«РОССИЙСКАЯ ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА БЕССРОЧНОГО ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ: 2001 - 2003 ГОДЫ»


АННОТАЦИЯ

Рассматриваются предпосылки появления цифровых систем бессрочного хранения информации (СБХИ), которые являются сетями особозащищенных объектов. Определяется актуальность разработки отечественной СБХИ. Обосновывается необходимость сотрудничества государства, общества и Русской Православной Церкви при её создании. Формулируются цель и задачи Проекта, перечисляются ожидаемые результаты. Приводится список мероприятий, осуществляемых при проектировании, развёртывании, эксплуатации и развитии Российской цифровой СБХИ.

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Исторические, концептуальные и технические предпосылки появления
современных систем бессрочного хранения информации


Для целей настоящего документа под СБХИ понимается организационно-техническая система, обеспечивающая максимально достижимый уровень гарантий целостности и использования хранимой в ней информации. Конкретная реализация системы, комплекс гарантий, формы хранения информации, зависят от уровня развития технологий, общества, внешней среды.

Преодоление ограничений и противоречий роста человечества связано с поиском решений, обеспечивающих непрерывность исторического развития и информационное разнообразие. Выявление, согласование и достижение целей отдельных групп невозможно без высокоорганизованной коллективной памяти. Человек формируется на основе опыта предков, его деятельность корректируется тем, как он будет выглядеть в лице потомков.

Потери отдельных сегментов памяти, манипулирование историческими данными оказывают деморализующее воздействие на общество, часто ставя под сомнение смысл жизни целых поколений. Восстановление памяти сложный, длительный и дорогостоящий процесс, без которого, однако, невозможно нормальное функционирование общества.

Переход к новым принципам, методам хранения и доступа к коллективной памяти требует скоординированных усилий научно-технических организаций, конфессий, органов власти, деловых кругов, вовлечения различных слоев населения. Массовое внедрение новых технологий памяти оказывает влияние на многие стороны жизни: от макроэкономики до семьи.

Общество не может существовать без архивной и музейно-библиотечной систем, которые должны обеспечивать концентрацию, систематизацию, постоянное (вечное) хранение и доступность информации в различных формах. Однако возможность вечного хранения ограничена социальными процессами, которые в своих крайних формах войн, революций и смут, приводят к массовому уничтожению информации; экономическими проблемами увеличивающегося объёма данных и техническими трудностями, связанными с необратимым разрушением документов на традиционных носителях. Серьёзным вопросом является и противоречие между интересами государства, часто подходящего к вопросам сбора и хранения информации с формально-бюрократической точки зрения и отдельного человека, ориентирующегося на сохранение памяти о личности, семье, роде.

Осознание глубины проблем, стоящих в области хранения информации, обобщение опыта Православной Церкви по сохранению памяти о своих членах, появление фотографии и звукозаписи привели в контексте идей русского космизма к концепции тотальной консервации памяти всеми доступными средствами. При этом единственный глубокий смысл собирания мертвых вещей заключается в том, чтобы за ними видеть, по ним воссоздавать их авторов.

Западная парадигма прогресса требует непрерывного совершенствования вычислительных средств. Развитие теории алгоритмов привело к появлению электронно-цифровой вычислительной машины, идея которой восходит к середине XIX века. Такие свойства вычислительных машин как детерминированность (однозначность результата при заданных исходных данных) и дискретность (возможность выполнения каждого шага и перехода к следующему) определили принципиальную возможность решать современные проблемы бессрочного хранения информации. Однако до появления достаточно дешёвых отказоустойчивых компьютеров и долгоживущих носителей большой ёмкости, о реализации цифровой СБХИ речи быть не могло.

Наконец, совершенствование ядерного щита, освоение Космоса и развитие компьютерных сетей привело к потенциальной возможности создания таких распределённых организационно-технических систем, которые могут противостоять любым ожидаемым природным и антропогенным угрозам.

Формирование информационных ресурсов бессрочного хранения связано с функционированием электронных архивов и библиотек, хранилищ данных и знаний, глобальных сетей, индивидуальной информационной деятельностью.

Создание сетей хранения, гарантирующих всеобъемлющую защиту информации от катастроф, становится стратегическим направлением деятельности ведущих стран и организаций. Такие сети позволяют надёжно сохранять и эффективно использовать национальные, корпоративные и личные информационные ресурсы.

В России основой дальнейших работ станет комплекс подготовительных технологических, информационных и организационных мероприятий, проведённых в 1996-2000 гг. ведущими научными научно-техническими центрами, органами власти, Московским Патриархатом.

1.2. Актуальность разработки и реализации Российской системы бессрочного хранения информации

Комплекс причин исторического, географического, политического, экономического и иного характера определяет необходимость скорейшего создания общенациональной СБХИ. Её актуальность связана с:

1. Ключевой ролью информационных ресурсов в жизни общества, необходимостью их концентрации. Возрастанием разнообразных угроз их сохранности и возможностей неправомерного использования.

2. Обеспечением исторического единства страны на основе сохранения в полноте и целостности исторической информации. Созданием современных механизмов увековечения памяти предков, возможностью эффективно использовать их опыт.

3. Укреплением географического единства России и увеличением сферы её влияния на Земле и в Космосе на базе глобальных сетей хранения, сбора и доступа к информации.

4. Поддержанием информационного разнообразия в языковой, религиозной, научной, идеологической, политической, культурной и иных сферах путём гарантированного хранения информационных ресурсов, отражающих это разнообразие.

5. Формированием информационных укладов на основе духовных традиций, опыта оборонных отраслей и современных технологий.

6. Внедрением методов e-government, надёжными и всеобъемлющими средствами документирования деятельности организаций и граждан, построением справедливого информационного общества.

7. Возрождением отечественной информационно-технической индустрии. Оказанием услуг мирового класса на основе формируемой массовой потребности в бессрочном хранении информации.

8. Укреплением информационной безопасности и независимости Российской Федерации.

Опыт отечественной истории, уникальное геополитическое положение страны, существующие заделы и неиспользуемые резервы, интенсивное внедрение информационных технологий говорят о возможности создания Российской цифровой системы бессрочного хранения информации. Реализация Проекта потребует концентрации властных, технологических, кадровых и иных ресурсов. Масштабность и сам характер создаваемой системы определяют необходимость совместных усилий и ответственности государства, общества и Русской Православной Церкви, при широком международном и межконфессиональном сотрудничестве.


2. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

2.1. Цель Проекта

Разработка, развертывание, эксплуатация и развитие организационно-технической системы, обеспечивающей максимально достижимый общенациональный уровень гарантий целостности и возможности использования хранимой в ней информации.

2.2. Основные задачи Проекта

1. Формирование концептуальной платформы современных систем бессрочного хранения, их нормативной правовой базы.

2. Выработка критериев оценки технологий бессрочного хранения. Разработка системы стандартов в этой области.

3. Разработка системы гарантий бессрочности и комплексная оценка угроз СБХИ.

4. Создание инфраструктуры Российской СБХИ.

5. Комплектование отечественных информационных ресурсов бессрочного хранения.

6. Привлечение в Российскую СБХИ зарубежных финансовых и информационных ресурсов.

7. Занятие Россией лидирующего положения в индустрии бессрочного хранения информации. Закрепление отечественных приоритетов в этой сфере.

2.3. Результаты реализации Проекта

В результате реализации Проекта будут получены следующие результаты.

1. Разработана документальная база, определяющая деятельность в сфере бессрочного хранения цифровой информации.

2. Обеспечена система гарантий бессрочности хранения на уровне технологий и программного обеспечения, в социально-политической, экономической и иных сферах.

3. Сформирована организационная структура и научно-промышленная кооперация, отработаны финансовые технологии, обеспечивающие основные циклы создания и развития Российской СБХИ. 4. Создана система управления СБХИ. Обеспечена межведомственная и региональная координация деятельности.

5. Идентифицированы основные угрозы СБХИ. Функционирует всеобъемлющая система мониторинга, моделирования и прогнозирования СБХИ и её внешней среды.

6. Развёрнута сеть особозащищенных стационарных и мобильных хранилищ сверхбольшой ёмкости, связанных надёжными каналами связи, которые обеспечивают "информационную симметрию" хранилищ, управление и доступ.

7. Созданы предпосылки независимости России в ключевых технологиях СБХИ. Заложена основа для внедрения безлюдных технологий в ключевых производствах и контурах управления СБХИ.

8. Выработаны критерии комплектования информационных фондов бессрочного хранения и требования к ним. Сформированы фонды бессрочного хранения и функционирует сеть их пополнения и доступа к ним.

2.4. Ожидаемые последствия реализации Проекта

1. Реально гарантируется сохранность разнородных информационных ресурсов независимо от гео-климатических, социально-политических, финансово-экономических и иных условий.

2. Обеспечивается масштабное сотрудничество государства, Русской Православной Церкви, населения в построении справедливого информационного общества.

3. Повышается эффективность и компетентность власти на основе доступа к источникам, отражающим реальное информационное разнообразие и внедрения методов e-government.

4. Возрастает информационно-технологическая безопасность и независимость Российской Федерации, обеспечивается конкурентоспособность на одном из важнейших сегментов информационного рынка.

3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ ПО ПРОЕКТУ

3.1. Нормативное правовое и документальное обеспечение

1. Конкретизация положений "Доктрины информационной безопасности Российской Федерации" в части систем хранения цифровой информации. Выработка и законодательное закрепление основных направлений государственной политики в области бессрочного хранения информации. Совершенствование действующего законодательства в части, касающейся электронных документов. Разработка основ законодательства Российской Федерации в области хранения цифровой информации, в частности её бессрочного хранения. Формирование системы межгосударственных договоров в этой области.

2. Формулировка позиции Церкви в области современных систем бессрочного хранения информации в рамках "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви". Формирование системы (меж)конфессиональных договоров в этой области.

3. Разработка общих критериев оценки технологий бессрочного хранения информации. Развитие документов по информационной безопасности в частности защиты от несанкционированного изменения. Разработка системы требований, Государственных и международных стандартов в области хранения цифровой информации.

4. Разработка регламентирующих и инструктивных документов.

5. Создание системы документооборота и обеспечение бессрочного хранения документов по СБХИ.

3.2. Организационная инфраструктура, научно-промышленная кооперация,
финансовые технологии

1. Создание организационной инфраструктуры, представляющей совокупность юридических лиц и структур, обеспечивающих проведение работ по Проекту и представительство интересов государства, общества и Церкви. Закрепление хранилищ без прав передачи собственности за государством, Русской Православной Церковью, системой негосударственных организаций.

2. Поддержание и развитие научно-промышленную кооперацию головных исполнителей, подрядных и смежных организаций.

3. Привлечение сторонних организаций для поставок и проведения работ преимущественно на конкурсной основе.

4. Разработка и обеспечение механизмов привлечения средств, управления активами, страхования. Создание прозрачную финансово-информационную среду. Определение тарифной политики СБХИ.

5. Организация компьютерной сети, обеспечивающую дистанционную работу по Проекту.

3.3. Разработка, производство, испытания и сертификация

1. Создание системы проектирования и подготовка проектной документации.

2. Организация центра научно-технической информации по Проекту.

3. Обеспечение выбора и/или производства программно-технических средств, специального оборудования на основе существующих и создаваемых требований и стандартов.

4. Внедрение систем оценки качества программного обеспечения, новых методов создания надежных программных средств.

5. Разработка и подготовка производства перспективных образцов техники, основанной на принципах самодиагностики и самовосстановления. Подготовка к организации безлюдных производств средств СБХИ. Проектирование систем безлюдной подготовки документов к бессрочному хранению.

6. Организация лабораторий для испытаний и сертификации ключевых элементов СБХИ. Создание центра для сравнения и оценки проектов, испытания и сертификации ключевых подсистем СБХИ. Организация контроля и надзора за системами хранения.

3.4. Инфраструктура хранения и защита данных от катастроф

1. Определение топологии сети хранения. Выбор мест расположения стационарных информационных хранилищ и территорий дислокации (траекторий) мобильных хранилищ.

2. Организация хранилищ на основе существующих особозащищенных объектов или создания новых.

3. Организация надёжной связи различных видов между хранилищами и системами управления СБХИ.

4. Обеспечение учёта, транспортировки, размещения долгоживущих носителей в информационных хранилищах.

5. Поддержание "информационной симметрии" хранилищ, организация процедур перезаписи на новые носители.

6. Внедрение безлюдных методов охраны, локальной транспортировки носителей, процедур перезаписи.

7. Создание системы комплексной оценки угроз СБХИ.

8. Обеспечение комплексной защиты объектов, технологий, персонала и информации в СБХИ.

3.5. Управление и мониторинг, моделирование и прогнозирование

1. Создание основной и резервной систем управления СБХИ, позволяющих управлять основными процессами, информационными и финансовыми потоками в реальном времени.

2. Создание автономных систем управления хранилищами, позволяющих обеспечивать все процессы бессрочного хранения в случае отказов связи между хранилищами и/или системой управления СБХИ.

3. Детальный мониторинг и документирование основных процессов и действий ключевого персонала; бессрочное хранение этой информации.

4. Разработка комплекса аналитических и имитационных моделей, позволяющих оценивать параметры хранения и проводить машинные эксперименты с полномасштабной моделью СБХИ и её окружения.

5. Разработка методов прогнозирования основных процессов, связанных с бессрочным хранением. Выработка базовых сценариев развития СБХИ.

3.6. Формирование информационных фондов бессрочного хранения

1. Выработка критериев отнесения ресурсов к бессрочному хранению и требований к ним.

2. Обеспечение подготовки ресурсов к бессрочному хранению. Организация регистрации ресурсов, формирование метабазы.

3. Формулировка понятия "информационный эталон" применительно к электронным документам и программному обеспечению. Организация процедур размещения информационных эталонов и сравнения с ними.

4. Обеспечение доступа и организация работы с копиями ресурсов бессрочного хранения и их комплексами.

5. Организация сети формирования информационных фондов бессрочного хранения.

3.7. Подготовка и переподготовка кадров

1. Выработка требований к персоналу СБХИ, его сертификация.

2. Создание учебных материалов по СБХИ, сертификация соответствующих учебных программ.

3. Организация подготовки кадров и обеспечение непрерывной переподготовки и оценки кадров.

4. Внедрение методов дистанционного обучения.

3.8. Продвижение Проекта

1. Анализ общественного мнения по темам, связанным с бессрочным хранением информации. Подготовка общественного сознания к восприятию идей Проекта.

2. Объективное и всестороннее освещение идей и хода работ по Проекту в средствах массовой информации, Internet и т.д. Создание центра общественных связей Проекта.

3. Продвижение идей Проекта через систему образования (собственные и смежные программы).

4. Широкое вовлечение в Проект людей преклонного возраста (информационное наполнение) и инвалидов (подготовка данных).

5. Обеспечение инвестиционной привлекательности Проекта как сверхдолгосрочной программы с предсказуемыми рисками.

6. Продвижение услуг по бессрочному хранению информации для государственных структур, организаций, граждан.

7. Позиционирование Российской СБХИ на мировом рынке как системы с уникальными свойствами, связанными с географическими особенностями страны, мощной обороной, христианскими традициями. Создание системы иммунитета для СБХИ. Размещение одного из хранилищ Российской СБХИ вне страны.

8. Предоставление услуг СБХИ на мировом рынке. Организация продаж части технологий для аналогичных зарубежных систем.


4. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

4.1. Организация управления Проектом

На начальном этапе реализации Проекта должны быть осуществлены следующие мероприятия:

1. Созданы органы текущего управления Проектом и обеспечено их функционирование.

2. Выработаны критерии оценки привлекаемых организаций и представляемых ими материалов.

3. Предложены организационно-правовые формы структур, обеспечивающих реализацию Проекта.

4. Разработаны механизмы координации с федеральными, ведомственными и региональными программами, связанными с задачами Проекта.

5. Предложены формы международного и межконфессионального сотрудничества.

6. Созданы основные финансовые механизмы Проекта, обеспечивающие эффективность и прозрачность привлечения и использования средств.

4.2. Основные этапы реализации Проекта

Представляемый этап проекта рассчитан на 3 года.

 I 

Развёртывание первой очереди Российской СБХИ.
Создание полномасштабной модели СБХИ.

2001 - 2003 годы

Этап I предполагает развёртывание сети из трёх стационарных хранилищ, способных вместить все существующие российские цифровые информационные ресурсы общенационального значения. Уничтожение Российской СБХИ возможно только вместе с ключевыми объектами оборонного и культурно-исторического значения - местами расположения хранилищ. Решение о прекращении СБХИ может быть принято авторитарными методами. Полномасштабная модель представляет все основные информационно-технологические процессы СБХИ в реальном времени, отражает динамику базовых российских и мировых процессов, поведение многих объектов Солнечной системы.

Дальнейшие этапы носят дискуссионный характер.

 II 

Развёртывание полномасштабной наземной Российской СБХИ с элементами
космического базирования. Подготовка полномасштабной космической СБХИ.

2004 - 2010 годы
 III 

Развёртывание международной СБХИ.

2011 - 2030 годы
 IV 

Развёртывание полномасштабной СБХИ.

2031 - 2050 годы
 V 

Штатный режим СБХИ.

2051 + 106 лет

Этап II обеспечивает наращивание защищенности существующих хранилищ и развёртывает мобильные. Их ёмкость достаточна для размещения большинства цифровых ресурсов России. Россия может детально проектировать все ключевые элементы СБХИ. Спроектированы космические хранилища и средства их доставки. Уничтожение СБХИ возможно только вместе с Россией. Решение о прекращении Российской СБХИ не может быть принято никакими силами внутри России. Модель отражает динамику основных процессов в России в реальном времени, динамику основных мировых процессов, поведение большинства объектов, способных угрожать Земле.

Этап III представляет развёртывание международной СБХИ на Земле и в Космосе. СБХИ хранит в цифровой форме около половины всех мировых информационных ресурсов. Россия может производить все ключевые элементы СБХИ. На Земле СБХИ может противостоять любым воздействиям. Космические хранилища выведены в достаточно безопасные участки Солнечной системы. Решение о прекращении СБХИ не может быть принято никем из участников Проекта. Модель отражает в реальном времени мировую динамику, поведение практически всех объектов, способных угрожать Земле.

Этап IV характеризуется переносом в СБХИ всех мировых информационных ресурсов. Космические хранилища практически неуязвимы и способны существовать независимо от процессов на Земле.

Этап V завершает прогнозируемый период. В данный момент на период около одного миллиона лет нет природных объектов способных реально угрожать СБХИ. Решение о прекращении СБХИ не может быть реализовано никакими методами. Вероятность изменения одного бита из всей хранимой в СБХИ информации ничтожна мала за период, сравнимый со временем существования Вселенной.



Приложение №1. Основные мероприятия по реализации Проекта. Не публикуется.