СБХИ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ХОД РАБОТ ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ Поиск



НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ О НАШЕЙ ОБЯЗОННОСТИ
ПО СОХРАНЕНИЮ ПАМЯТИ О ПРЕДКАХ
С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
(формулировки мая 1997)



Вопрос. Зачем вообще хранить память о предках в электронном виде?

Ответ. Вероятно, с того времени, как человек стал прямоходящим, у него появилась необходимость в сохранении останков своих сородичей. Устойчивый перенос информации от поколения к поколению обеспечивал выживаемость и развитие человека. Потребность сохранения памяти о предках постепенно расширялась (письменное слово, изображение), однако, баланс между необходимостью хранить информацию во все возрастающих объемах и реальными возможностями, а также решение задач при сменах правящих групп и религий, приводил и приводит к огромным информационным потерям (по некоторым оценкам, только в Москве за 300 лет потеряно 80% могил). Развитие средств вычислительной техники и телекоммуникации привело к тому, что в принципе, возможна организация общедоступной системы бессрочного хранения информации в электронном виде. Создание такой системы даст возможность неограниченно долго хранить и иметь доступ к личной истории, народной памяти, уменьшит возможности манипулирования историей. Такая система будет являться островом надежности в нашем ненадежном мире.

В. Может ли государство обеспечить хранение информации о своих гражданах?

О. Государство, к сожалению, ограничивается сбором формальной и компрометирующей информации. Оно готово обеспечивать сохранность могил и надгробий в течение весьма короткого промежутка времени. В период же крупных политических потрясений гибнут архивы и музеи, разрушаются памятники, уничтожаются могилы и целые кладбища.

В. Почему задачу бессрочного хранения не может решить Православная Церковь?

О. Церковь, творящая непрестанную молитву за всех умерших в вере и покаянии, практика частного поминовения, сохранение памяти о своих Святых в слове, изображении, мощах, - заслуживает огромного уважения. Однако, во-первых сама Церковь не смогла избежать огромных информационных потерь. Во-вторых Церковь сейчас способна хранить подробную информацию о святых, а частную память о своих членах ограничивать весьма короткими данными.

В. Разве не обязанность родственников поддерживать память о своих предках?

О. Многие поддерживают могилы, хранят документы и фотографии, однако частные возможности весьма ограничены. Родственники и знакомые не в состоянии решить задачу профессионального хранения информации и доступа к ней широкого круга лиц.

В. Не представляется ли логичным решать такую задачу через Интернет?

О. Интернет, другие информационные системы чрезвычайно уязвимы против информационных атак военного или террористического характера. Кроме того пока цены на размещение и хранение информации в Интернет недоступны для большинства граждан. Однако, безусловно часть задач по транспортировке информации и организации к ней доступа можно и нужно решать через Интернет.

В. Создание копий на CD-ROM разве не обеспечивает достаточно длительного хранения?

О. Гарантированные сроки хранения этих носителей существенно меньше, чем, скажем качественной бумаги. Однако, основная проблема состоит в обеспечении “регенерации” информации и технологий. Парадокс состоит в том, что информация сохранена, но из-за быстрого прогресса может отсутствовать подходящее устройство для её считывания.

В. Какие принципы лежат в построении системы?

О. Основной принцип заключается в создании организационно-технических условий, при которых вероятность потери информации в системе является близкой к нулю и которая должна уменьшаться по мере развития системы.

Принципиальным является создание доступной системы – ввод в компьютер, хранение в актуальной форме, архивное хранение для определенного минимума информации (несколько фотографий и страниц текста) должны быть доступны большинству семей. Стоимость же услуг по бессрочному хранению для абсолютного минимума (например, информация с надгробия) не должна быть дороже буханки хлеба. Но доступность не означает только экономическую доступность – необходимо создать средства коллективного свободного доступа к этой информации.

Наконец, организация, реализующая этот проект, сама должна “бессрочной”, а это возможно лишь если будет реализован принцип автономности – система не должна зависеть от любых факторов (скажем, политических, финансово-экономических, кадровых). В идеале система должна обеспечивать бессрочное хранение независимо от путей развития цивилизации и окружающего мира.

В. Как в общих чертах будет устроена система?

О. Основные функции по вводу, хранению и организации доступа к информации перечислены выше. Создается сеть “приемных пунктов”, куда можно придти или выслать информацию по почте, несколько разбросанных по стране надежно защищенных архивов и центров регенерации, а также центры коллективного доступа с большими экранами и мониторами.

В актуальной форме информация хранится в достаточно мощных и защищенных локальных сетях и доступна через Интернет.
Исследовательская группа занимается работами, связанными с регенерацией технологий, а также моделированием системы и оценкой вероятностей потери информации.

Группа финансового планирования осуществляет поиск наиболее надежных способов размещения средств (в обозримом будущем система должна существовать на проценты от имеющегося капитала).

Управление системой осуществляется из административно-вычислительного центра.

В. Какие подходы к решению этой задачи представляются наиболее близкими?

О. За рубежом уже появились “кладбища в Интернет” и “электронные дома”, в которых осуществляется ввод личной, семейной информации в Интернет. В области научно-технических разработок ближе всего стоят работы американских специалистов по созданию электронных архивов.

В плане религиозно-философском - это учение Н.Ф. Федорова, который считал восстановление и хранение памяти о предках основной задачей человечества, которое таким путем перейдет к братскому состоянию. Решение же задачи глобального сохранения индивидуальной памяти приведет к возможности практического воскрешения, которое будет по воле Божией осуществлено человечеством.

Помнить – значит любить.

Сохранять память – значит надеяться, что не забудут и тебя.

Восстанавливать память – значит верить, что душа человека бессмертна.