Начало
БИБЛИОТЕКА  РУССКОГО  КОСМИЗМА  —   Н.Ф. ФЕДОРОВ  //   БИБЛИОГРАФИЯ


Поиск
 ПРЕДИСЛОВИЕ   I  II  ТОМ  III   —  ОТЕЧЕСТВОВЕДЕНИЕ  IV   


О ДОСТАВЛЕНИИ СВЕДЕНИЙ, КАСАЮЩИХСЯ ОБЫДЕННЫХ ЦЕРКВЕЙ И
ЖИЗНИ ПРЕП. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
* 101

Обыденные храмы памятники единодушия и согласия в молитве** и труде***, в мысли и деле****, согласия столь редкого на земле вообще, а на Русской в особенности. Построение их даже в таких странах раздора, каковы Новгород и Псков, свидетельствует о согласии, правда, очень непродолжительном. На обыкновенно бурных вечах водворялась тишина, когда дело касалось построения обыденного храма, и вопрос решался без прений, единогласно и мгновенно. Это весьма редкие светлые минуты в истории городов, для которых смутное время было обычным состоянием. Единодушие, теснейшее соединение производило даже больше, чем обещало: давали обет построить храм в один день, а устрояли его «в едино утро» (Полное собрание русских летописей, т. IV, стр. 97, 115); обещали построить один храм, а воздвигали два (там же, стр. 115). Несмотря на всю важность вопроса о построении обыденных церквей он мало исследован. Ввиду этого весьма желательным является собрание по возможности всего, что известно о построении на Руси обыденных храмов, как особых сказаний о сем, так и всех мелких известий и указаний только на самый факт. Построение обыденных церквей по условиям освящения в некоторых местах могло быть заменяемо построением тем же способом, т.е. участием наибольшего числа и в наименьший срок, больших часовен****** для совершения богослужения. Желательно иметь сведения о построении и их.

К предстоящему пятисотлетию открытия мощей преподобного Сергия игумена Радонежского желательно также привести в возможно полную известность: 1) все, что написано и напечатано, особенно в местных изданиях, о преп. Сергии, списки жития его, сказания об открытии его мощей и посмертных чудесах; и 2) историю распространения и почитания сего святого мужа, т.е. где существуют храмы или приделы в них, посвященные преп. Сергию, равно как насколько распространено в той или другой местности паломничество в Троице-Сергиеву Лавру для поклонения гробу преподобного.

Опыт указателя того, что было напечатано у нас на Руси о преп. Сергии, был помещен в 10 и 12 №№ «Библиографических Записок» (издаваемых в Москве)103. Желательно иметь сведения, пропущенные здесь или исправляющие какие-либо ошибки.

Лиц, желающих помочь в этом деле, просят присылать свои сообщения в Москву, Садовники, д. № 8, С.А. Белокурову. Имена доставивших сведения будут помещены на заглавном листе сборника этих сведений104 и будут свидетельствовать, что дух, создавший обыденные храмы, еще жив на Руси.

____________________

    * В этой просьбе о доставлении сведений уже заключается или открывается призыв к делу всеобщего Воскрешения.

   ** всех живущих не о себе, а об оживлении всех умерших, вытесненных нами.

  *** осуществления этой мольбы, т.е. быть орудиями Воли Божией, а не Бога делать орудием своего хотения, как это бывает во всех других молитвах.

 **** Единодушие и согласие в мысли и деле выражается в объединении всех сынов в познании умерших отцов и в деле обращения умерщвляющей их слепой силы в оживляющую.

***** «строили нередко, как и церкви, обетные обыденные часовни» (Снегирев. «Часовни в Русском мире», стр. 253)102.

С. 51 - 52

 ВВЕРХ 

КОММЕНТАРИИ

101 Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 8, ед хр. 48, лл. 3-4. Текст воззвания впервые был напечатан на внутренней стороне обложки «Чтений в Императорском обществе истории и древностей российских» (1894, кн. 3 (март)). Затем – выпущен отдельными оттисками. В архиве Н.П. Петерсона сохранилась корректура воззвания с карандашными приписками Федорова (там же, л. 4), которые не вошли в печатный текст, и отдельный оттиск с добавлениями Федорова, сделанными также простым карандашом и частично обведенными рукой Петерсона. Отдельный оттиск был сделан на двойном листе: сам он находился на второй половине двойного листа, а на первой рукой Федорова был написан проект сопроводительного письма в редакции «Епархиальных ведомостей» (см. примеч. 96). В настоящем томе текст воззвания печатается с учетом всех приписок и добавлений Федорова, которые вынесены нами в подстрочные примечания.

Само воззвание выросло из письма, которое в марте 1894 г. было за подписью С.А. Белокурова разослано по губернским ученым архивным комиссиям (текст его см. в преамбуле) вместе со «Сказанием о построении обыденного храма в Вологде...» В статье «Два юбилея» Федоров указывал, что просьба о доставлении сведений о храмах обыденных и жизни преп. Сергия Радонежского была препровождена «ко всем одиннадцати архивным комиссиям», однако к 1894 г. их существовало уже тринадцать: Астраханская, Калужская, Костромская, Нижегородская, Оренбургская, Орловская, Пермская, Рязанская, Саратовская, Таврическая, Тамбовская, Тверская, Ярославская.

Поскольку порядок работы комиссий был таков, что на их заседаниях оглашалась или кратко сообщалась вся поступавшая корреспонденция, можно с большой долей вероятности утверждать, что содержание отправленного письма было доведено до сведения членов по крайней мере одиннадцати комиссий. Печатных данных об этом мы имеем меньше: не все комиссии в то время издавали сборники своих трудов, а те, которые издавали, не всегда помещали протоколы заседаний. Приводим список обнаруженных в настоящее время сведений:

Орловская ученая архивная комиссия: на заседании 12 мая 1894 г. «доложено письмо г. Белокурова» (далее максимально близко к тексту излагается содержание просьбы). «Член комиссии А.И. Георгиевский заявил, что ему известно, что в Брянском уезде в Бежице имеется обыденный храм, построенный из рельс в один день мастеровыми Бежицкого завода. Член комиссии Ф.Ф. Похвалинский изъявил готовность, во время поездки его в Брянский уезд на раскопки, ознакомиться с историей построения этого храма и сообщить о том комиссии» («Труды орловской ученой архивной комиссии». 1894. Вып. 2, Орел, 1894, с. II-III). На заседании 28 ноября 1894 г. «член комиссии Ф.Ф. Похвалинский, бывший по поручению комиссии, во время поездки его в Брянский уезд, на Бежицком заводе для ознакомления с историей построения храма, названного "обыденным", сообщил, что храм этот строился весьма обыкновенно, как все церкви, и с постройкой его ничего интересного не связано» (там же. Вып. 4, Орел, 1895, с. III.). См. далее примеч. 44.

Рязанская ученая архивная комиссия: на заседании 31 марта 1894 прочитано «письмо члена Комиссии С.А. Белокурова от 15 марта с. года» (целиком приводится текст письма). «Постановлено: Принять к сведению и оказать содействие по содержанию письма и за присланные брошюры выразить благодарность». Далее в разделе «Пожертвования» значится: «V. От Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском университете. «Сказание о построении обыденного храма в Вологде "во избавление от смертоносныя язвы". М., 1893» («Труды Рязанской ученой архивной комиссии. 1894». Т. X, вып. 2, Рязань, 1895, с. XXV-XXVI, XXIX).

Саратовская ученая архивная комиссия: Протокол заседания общего собрания членов ученой архивной комиссии 23 апреля 1894 дает развернутое изложение той части письма, в которой содержалась просьба о доставлении сведений об обыденных храмах и жизни Сергия Радонежского. «Постановлено: принять к сведению»; Протокол заседания от 1 ноября 1894: заслушано отношение «г. Белокурова от 27 мая с выражением признательности за данное Комиссиею обещание содействовать собиранию сведений об обыденных храмах на Руси» («Труды Саратовской ученой Архивной Комиссии». Вып. 21. Саратов, 1898, с. 5, 14).

Таврическая ученая архивная комиссия: на заседании 25 мая 1894 «доложено письмо
г. Белокурова от 7 марта 1894 г. с приложением нескольких экземпляров брошюры "Сказание о построении обыденного храма в Вологде..." и просьбой сообщить ему все, что известно членам Комиссии о построении обыденных храмов где-либо на Руси. Постановлено: принять к сведению и благодарить за присылку брошюры» («Известия Таврической ученой архивной комиссии», № 21, Симферополь, 1894, с. 126).

Тамбовская ученая архивная комиссия: в журнале заседания 3 мая 1894 среди пожертвований в библиотеку комиссии значится: «м) Реформа библиотечного дела. Я.Г. Квасков.
н) Сказание о построении обыденного храма в Вологде "во избавление от смертоносныя язвы"» («Известия Тамбовской ученой архивной комиссии». Вып. XXXIX, Тамбов, 1895,
с. 6). Данное сообщение свидетельствует о том, что некоторым комиссиям, помимо «Сказания», была послана и брошюра Кваскова (см. примеч. 100).

Тверская ученая архивная комиссия: на заседании 6 мая 1894 г. «доложено письмо
С.А. Белокурова, действительного члена Московского археологического общества, от
7 марта» (далее подробно излагается вторая часть письма с просьбой о доставлении сведений). «Председатель дополнил, что он вследствие указанного письма обратился к настоятелю погоста Сергиева Пустынь, Бежецкого уезда, где существует предание о посещении ее преп. Сергием, с просьбою сообщить содержание предания. Д.И. Скворцов заявил, что в библиотеке Духовной Семинарии есть религиозная картина, изображающая житие и чудеса преп. Сергия. Что касается обыденных храмов, то сведений о построении их в Тверской губернии пока не имеется» («Журнал 46-го заседания Тверской ученой архивной комиссии
6 мая 1894 года». Тверь, 1894, с. 8-9). На заседании 9 октября 1894 г. «председатель сообщил письмо священника села Сергиевой Пустыни Ф.И. Лавровского по запросу, обращенному к нему вследствие письма С.А. Белокурова. Из сообщения о. Лавровского видно, что в настоящее время среди окрестных жителей Сергиевой Пустыни утратилось предание о посещении ее преп. Сергием Радонежским. Сохранилось только предание, что иеромонах Троицкой Лавры Иларий, бывший прежде священником с. Присек, в 60-х годах текущего столетия заведовавший Лаврскою библиотекою, предлагал священникам Сергиевой Пустыни доставить о ней исторические сведения за вознаграждение в 50 рублей. Самый же древний деревянный храм пустыни сгорел вместе с находившеюся в нем святынею и утварью, а вместо него построена каменная церковь в 1825 году». В результате «постановлено: уведомить С.А. Белокурова, что в Архивной Комиссии пока не имеется никаких местных сведений по интересующему его вопросу об обыденных храмах и о чудесах св. Сергия Радонежского» («Журнал 47-го заседания Тверской ученой архивной комиссии 9 октября 1894 года». Тверь, 1895, с. 10).

Ярославская губернская ученая архивная комиссия: на заседании 5 апреля 1894 г. архивариус доложил о письме С.А. Белокурова, «присланном чрез Общество Истории и древностей российских» (следует краткое содержание второй части письма). «Выслушав сообщенное, некоторые из членов указали на тех лиц, от которых можно ожидать содействия по этому делу». «Постановлено: отношение кружка принять к сведению, а указанным лицам послать доставленные книжки с просьбой о содействии» («Труды Ярославской губернской ученой архивной комиссии», кн. 3, вып. I, Ярославль, 1900, с. 41).

Отдельные оттиски воззвания «О доставлении сведений...» вместе с текстом «Сказания» были разосланы во все редакции епархиальных ведомостей (к 1894 г. их было 52). Приводим список епархиальных ведомостей, опубликовавших воззвание (оно печаталось всегда в неофиц. части газеты): Астраханские епарх. вед. 1894, 15 октября, № 20, с. 517; Вологодские епарх. вед. 1894, 1 сентября, № 17, с. 261-262; Волынские епарх. вед. 1894, 21 июля, № 21,
с. 605; Вятские епарх. вед. 1894, 1 октября, № 19, с. 613-617; Донские епарх. вед. 1894, 1 августа, № 15, с. 533-534; Екатеринбургские епарх. вед. 1894, 30 июля – 6 августа, № 31-32, с. 805-806; Екатеринославские епарх. вед. 1894, 1 сентября, № 17, с. 427-429; Калужские епарх. вед. 1894, 31 августа, № 16, с. 462-463; Кишиневские епарх. вед. 1894, 1 сентября, № 17, с. 532-533; Костромские епарх. вед. 1894, 15 сентября, № 18, с. 387-388; Московские церковные вед. 1894, 30 июля, № 31, с. 396; Нижегородские епарх. вед. 1894, 1 июля, № 13, с. 454-455; Оренбургские епарх. вед. 1894, 1 и 15 августа, № 15-16, с. 486-487; Подольские епарх. вед. 1894,
7 августа, № 35, с. 665-666; Полоцкие епарх. вед. 1894, 15 июля, № 14, с. 653-655; Полтавские епарх. вед. 1894, 15 июля, № 14, с. 512-514; Рязанские епарх. вед. 1894, 1 августа, № 15,
с. 606-607; Ставропольские епарх. вед. 1894, 1 июля, № 13, с. 583-584; Таврические епарх. вед. 1894, 2 сентября, № 35, с. 985-986; Тобольские епарх. вед. 1894, 1 августа, № 15, с. 260-261; Уфимские епарх. вед. 1894, 15 июля, № 14, с. 242-243; Черниговские епарх. известия. 1894, 15 июля, № 14, с. 561-563. – 51.

102 «Чрезвычайные случаи были побуждением строить обыденные, обетные молитвенницы. Постигало ли какое-либо бедствие, угрожала ли опасность, для умилостивления Бога и Святых Его, строили, нередко, как и церкви, обетные, обыденные часовни: в один день поставит их селение всем миром и освятит, обрекаясь ежегодно в тот день там молебствовать» (И. Снегирев. Часовни в русском мире // Душеполезное чтение. 1862, ч. III, с. 253). – 52.

103 С.А. Белокуров. Преподобный Сергий Радонежский и Троице-Сергиева Лавра в русской литературе (Материалы для полной библиографии) // Библиографические записки, 1892, № 10, с. 701–711, № 12, с. 864–877. – 52.

104 Замысел такого сборника не был осуществлен. – 52.



 ВВЕРХ