Начало
БИБЛИОТЕКА  РУССКОГО  КОСМИЗМА  —   Н.Ф. ФЕДОРОВ  //   БИБЛИОГРАФИЯ


Поиск
 ПРЕДИСЛОВИЕ   I  II  ТОМ  III   —  ОТЕЧЕСТВОВЕДЕНИЕ  IV   


ОБЫДЕННЫЕ ЦЕРКВИ И ПРЕП. СЕРГИЙ 141

Обыденные храмы как памятники единодушия и согласия. Обыденные храмы как указатели могущества, которое может дать объединение в общем деле, и о пр. Сергии, в качестве чтителя Св. Троицы как образца единодушия и согласия имеющем всемирное значение

Обыденный храм, храм, в один день, в одну ночь воздвигаемый, трудом безденежным, многими как одним человеком, как бы он ни был мал, есть чудо, которое может творить только глубокое единодушие и полное согласие, <чудо,> отвергающее и циничное убеждение нашего века, что вера без денег мертва есть, и доказывающее, что в глубине души народной и вообще людской, в глубине, которая вскрывается лишь в годины великих общих бедствий, лежит ненарушимое единство, согласие, нераздельность; и социальные, революционные бури, даже самые сильные, суть лишь поверхностные явления.

В этом-то единодушии, которое, соединяя многих для одного дела, создавало храмы в один день, и заключается разгадка того, что такое Россия, к чему она способна, т.е. в чем заключается ее самостоятельность, что ей нужно делать. В минуты, правда очень редкие, согласного действия, она, Российская земля, исполняла заповедь Бога, которую еще не вполне сознавала.

Открытие, разрешение этой загадки вопроса, чем мы должны быть, принадлежит по праву преп. Сергию, строителю храма нераздельной, неслиянной Троицы как образца единодушия и согласия животворящего. Этот храм был и будет обличением раздора и указанием на нашу цель, на нашу задачу, будет ответом на наш вопрос.

С обретением мощей пр. Сергия возжигается светильник пред храмом нераздельной Троицы, как пред образом, который должна видеть вся Русская земля, чтобы почувствовать во всей силе грех усобицы и розни. Воззрение на этот образ единодушия и согласия и спасло Русскую землю от Шемякинской усобицы в то самое время, когда появились... [не дописано.]142

С. 69 - 70

КОММЕНТАРИИ

141 Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 8, ед. хр. 44 (копия рукой Н.П. Петерсона – к. 3, ед. хр. 4, л. 211). Ранее опубликовано: «Путь», 1929, № 18, с. 16–17; «Русское возрождение», 1992, № 58–59, с. 31–32; «Начала», 1993, № 1, с. 66. – 69.

142 В статье «Обыденные церкви на Руси» подобная фраза продолжается так: «именно тогда, когда появились новые враждебные Пр. Троице орды Казанская, Крымская и особенно Османская». – 70.

 ВВЕРХ