Начало
БИБЛИОТЕКА  РУССКОГО  КОСМИЗМА  —   Н.Ф. ФЕДОРОВ  //   БИБЛИОГРАФИЯ


Поиск
 ПРЕДИСЛОВИЕ   I  II  ТОМ  III   —  ОТЕЧЕСТВОВЕДЕНИЕ  IV   


К ПАСХЕ В КРЕМЛЕ С КОРОНАЦИЕЮ 189

Кроме чина «Акакии», указывающего на активное воскрешение, «Амнистия», выражающаяся в слове Златоуста, <произносимом в конце пасхальной утрени,> имеет отношение к манифесту как действительному прощению, более и более расширяющемуся, если Коронация будет соединена с литургиею Великой Субботы. <Говорим о милостивом манифесте, который есть необходимая принадлежность коронации.> При коронации на Пасху Манифест <этот> мог бы быть читан после слова Златоуста, т.е. после этого всепрощающего Манифеста или амнистии. При коронации на Пасху Успенский Собор станет освященным и земским собором; присутствие иностранных послов расширяет объем этого собора.

Премногознаменательный обряд «Акакии» означает и к земле возвращение, в село, к праху отцов, и будущее этого праха оживление.

Религия родилась вместе с человеком; философия явилась позднее. Если Фалес все производил из воды, то это потому, что была, надо полагать, религия, которая полагала, что все в воду обращается. Философия имеет начало и конец. Она рождается из религии и, как мысль лишь, должна переходить в дело. Философия начинается сомнением, продолжается сомнением и кончается сомнением. Только воспроизведя все из воды или из земли... философия доказала бы, что все <действительно> произошло из воды <или из земли и проч.> Что бы ни ставила философия в основу, из чего бы ни производила себя и вселенную будет ли это вода, земля, воздух... эфир, нус, разум, воля, не воспроизведя самого себя и всего, она не будет иметь доказательств, достоверности.

Сыны человеческие сохраняли и уносили бы всюду с собою не землю, или прах, или пепел, но и воду, и воздух, если эти состояния вещества можно было бы сохранять. Огонь, от погребальных костров возжженный, также сохранялся и поддерживался, как выражение жизни, которая, угаснув, может опять воспламениться. Огонь, который поддерживали весталки под страхом смерти, был, надо полагать, погребального происхождения.

Конечно, не городское, а крестьянское сказание заставляет Ноя взять в ковчег прах Адама. И ужас пред кремациею не доказывает ли до очевидности, что мысль о воскресении всегда присуща народу, никогда не покидает его. Ной поступил так же, как все паломники, уносящие частицы от горы двух Адамов190 (крестоносцы). Мощи имеют чрезвычайно важное значение в деле собирания. Алексей Михайлович хотел иметь частицу от мощей Иоасафа-царевича.

С. 85 - 86

КОММЕНТАРИИ

189 Печатается по : ОР РГБ, ф. 657, к. 7, ед. хр. 137 (копия рукой Н.П. Петерсона – к. 3, ед. хр. 4, лл. 101–102). Ранее опубликовано: «Вопросы философии», 1993, № 1, с. 145–146. – 86.

190 Гора двух Адамов – Голгофа. По преданию Христос – «второй Адам», искупивший род человеческий от греха, был распят на том самом месте, где находилась могила праотца Адама. – 86.

 ВВЕРХ