Начало
БИБЛИОТЕКА  РУССКОГО  КОСМИЗМА  —   Н.Ф. ФЕДОРОВ  //   БИБЛИОГРАФИЯ


Поиск
 ПРЕДИСЛОВИЕ   I  II  ТОМ  III   —  ОТЕЧЕСТВОВЕДЕНИЕ  IV   


К РОСПИСИ СТЕН КРЕМЛЯ (МОСКОВСКОГО) 225

«Слово о погибели русской земли», возвеличивающее Владимира Мономаха, и особенно «Слово о полку Игореве» эта последняя песнь Киевской Руси, ее завещание, сокрушающееся, что нельзя было старого Владимира пригвоздить к горам киевским, т.е. отчаивающeеся в спасении Киева, указывают, чтo должно быть изображено на стенах Московских гор, на стенах Кремля. Москва исполнила завещание Киевской Руси, пригвоздила к горам Московским старого Владимира. Владимир Мономах с его легендою и должен быть изображен на стенах Кремля, с легендою без тех неискусных поправок, которые внесены синопсисом и густынскою летописью226. Константин Мономах, а не Алексей Комнин должен послать регалии Владимиру Мономаху, несмотря на явный анахронизм. При Константине Мономахе совершилось разделение церквей, и Западный Император перестал представлять одного с Императором Восточным. Достоинство Западного императора <и> передано Владимиру Мономаху.

Легенда, очевидно, имеет целью указать, отметить место России в всемирной Истории, Истории в смысле пророка Даниила, а не в нынешнем самохвальном, бессмысленном делении на древнюю, среднюю и новую, в смысле «Империи», т.е. различных способов объединения, изображаемых символически, обнимающих прошедшее и указывающих будущее.

Наша легенда начинается от Вавилона, от местопребывания провидца, творца первого апокалипсиса, начинается исканием регалий227. Легенде, которая указывает «смысл смысла» и цель, нужно отдать предпочтение пред позитивизмом и научною философиею, которая и есть бессмыслие и бесцельность. Правда, наши интеллигентные дурни с графом Толстым во главе ищут смысла жизни и с позитивистом Контом издеваются над целью, нимало не замечая своей глупости, своей бессмысленности.

С. 99 - 100

КОММЕНТАРИИ

225 Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 7, ед. хр. 145, лл. 1–2 об. (копия рукой Н.П. Петерсона – к. 3, ед. хр. 3, лл. 124, 135). – 99.

226 Легенда о короновании Владимира Мономаха византийскими императорскими регалиями, содержащаяся в составе Воскресенской, Патриаршей и др. летописей и изображенная на дверях царского места в Московском Успенском соборе, указывала, что эти регалии были присланы Владимиру специальным посольством Константина Мономаха. Поправки Киевского синопсиса (издан в Киеве в 1674 г., автор – Иннокентий Гизель) и Густынской летописи (украинский летописный свод, названный так по одному из списков, хранившемуся в Густынском монастыре на Полтавщине) заключались в устранении хронологической нестыковки: Константин Мономах скончался в 1055 г., когда Владимиру Мономаху было всего два года, между тем как в легенде он выступает уже зрелым мужем. Согласно Густынской летописи, императорские утвари отправил к князю Владимиру византийский император Алексий I Комнин (1048–1118), по Киевскому же синопсису это сделал Иоанн II Комнин, правивший с 1118 по 1143 гг. (см.: Д. Прозоровский. Об утварях, приписываемых Владимиру Мономаху. СПб., 1880). – 99.

227 Имеется в виду «Сказание о Вавилонском царстве», памятник византийского происхождения, получивший в переработке широкое распространение в русской книжной литературе. Согласно сказанию, греческий царь Лев (в крещении Василий) отправил «трех благочестивых мужей» в Вавилон, «взять там знамения у святых трех отроков: Анания, Азария и Мисаила». Во храме святых отроков послы получили вразумление отправиться «в царев двор» и во дворце нашли царские венцы: «первый Навуходоносора, царя вавилонского и всея вселенныя», второй – его царицы, «сердоликову крабицу», хранившую в себе царскую багряницу, или порфиру, и грамоту, «написану греческим языком». В грамоте излагалась история венцов и сообщалось, что теперь «молитвами святых отроков» венцы должны бысть «на греческом царе Льве, в св. крещении Василии, и на его царице Александре» (цит. по: В. Малинин. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев. 1901, с. 496–497). Так сказание устанавливало преемственность Византийской монархии от великих монархий древности и освящало ее как единственную истинную монархию, опираясь в этом смысле на известное пророчество Даниила, «творца первого апокалипсиса» (см. примеч. 94 к «Статьям религиозного содержания» – Т. II наст. изд., с. 451), о четырех царствах (Дан 2:36-44), три из которых «прейдут», а четвертое, будучи воздвигнуто «Богом небесным», «вовеки не разрушится», «будет стоять вечно». На русской почве «Сказание о Вавилонском царстве» было поставлено в прямую связь со сказанием о передаче царских регалий Владимиру Мономаху (тех самых регалий, которые были найдены посольством императора Льва в Вавилоне), и таким образом Россия утверждалась как преемница мировых монархий, как «четвертое царство», которое не прейдет вовек. – 99.

 ВВЕРХ