Начало
БИБЛИОТЕКА  РУССКОГО  КОСМИЗМА  —   Н.Ф. ФЕДОРОВ  //   БИБЛИОГРАФИЯ


Поиск
 ПРЕДИСЛОВИЕ   I  II  ТОМ  III   —  ОТЕЧЕСТВОВЕДЕНИЕ  IV   


* * *

При внимательном чтении этих двух статей, кои нужно признать передовыми, сам собою возникает вопрос о примирении храмового и внехрамового, есотерического и ексотерического229. Площадное должно возвыситься до храмового, стать его выражением, а не храмовое профанироваться при переходе вo внехрамовое. Это вопрос о воспитании масс, превращении толпы в хор. Кремль, превращаемый в Храм и Музей, и есть училище для масс, школа объединения в общем родовом деле.

Кремль как крепость говорит громом орудий, напоминая ветхозаветный Синай, а как храм он целым хором колоколов приветствует выход из храмов, как из кладбищ, ликов святых собирателей, напоминая глас Сына Божия, проникающий в могилы. Хор колоколов много говорит, впрочем, слуху, говорит он и сердцу, но не говорит уму: это не членораздельный язык, он звучит, но еще не поет. Ракета так дурно изображенная на картине Московского Листка, служит единственным представителем мирного (?!) знания. Пронизывая воздух (атмосферу), она не открывает пути небесным силам к Земле, а служит лишь знаком, извещающим о начале праздника воскресения. Истребительные орудия делаются вестниками воскресения!230 Но если эти орудия не в качестве вестников воскресения, а как истребительные орудия сделали большие успехи, то колокола в качестве образовательных средств не сделали ни малейших успехов, потому что музыка объединяющая считается враждебной свободе.

<Признать в> Триедином существе своего Бога это значит признать свою нераздельность от других, свое единство со всеми, но не на словах, а в общем деле, для которого построение обыденного храма было лишь приготовлением, воспитанием, ибо это дело будет внехрамовое. Храм есть лишь временное место собирания тех, коим предстоит внехрамовое дело. Тем не менее в единодушии, которое, соединяя многих для одного дела (литургия всенародное дело), создавало храмы в один день, заключается разгадка того, что такое Россия, к чему она способна, что ей нужно делать.

По западным учениям соединение людей дает в результате что-то худшее того, что они могли сделать в отдельности. Так учат Scipio Sighele, Тард, Гумплович231.

Построение обыденных храмов представляет поразительное опровержение самой коллективной психологии. Как назовут эту толпу, которая построила в один день храм, такие люди, как Нордау, Ферри, для коих всякая толпа есть преступная? Не должны ли будут они сознаться, что есть и Святые толпы, и преступные индивидуумы клеветники на человеческую природу. Теория преступной толпы встретила благоприятный прием на Западе, совсем иначе встречена была у нас.

С. 100 - 101

КОММЕНТАРИИ

229 Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 7, ед. хр. 147 (копия рукой Н.П. Петерсона – к. 3, ед. хр. 3, лл. 55–56. Ранее опубликовано: «Начала», 1993, № 1, с. 59–60. О каких статьях идет речь, установить не удалось. – 100.

230 В Пасхальную полночь в Кремле колокольный звон, знаменовавший начало крестного хода, сопровождался артиллерийскими залпами (обычно они производились с Тайницкой башни). См.: М. Уоллэс. Россия. Т. 2. СПб., 1881, с. 61. – 101.

231 О теории преступной толпы и относящихся к ней работах С. Сигеле, Г. Тарда,
М. Нордау, Э. Ферри см. преамбулу и примеч. 113. Людвиг Гумплович (1838–1909) – правовед и социолог, представитель социал-дарвинизма; основной движущей силой истории полагал борьбу этнических и социальных групп, умаляя роль индивидуальности, личной воли. См. его книгу «Sociologie und Politik». Leipzig, 1892 (рус. пер. «Социология и политика», М., 1895). – 101.

232 Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 7, ед. хр. 126 (копия рукой Н.П. Петерсона – к. 3, ед. хр. 3, лл. 112, 123). Ранее опубликовано: «Начала», 1993, № 3, с. 32–33; «Философия бессмертия и воскрешения». Вып. 2, с. 229–230. – 101.

 ВВЕРХ