Начало
БИБЛИОТЕКА  РУССКОГО  КОСМИЗМА  —   Н.Ф. ФЕДОРОВ  //   БИБЛИОГРАФИЯ


Поиск
 ПРЕДИСЛОВИЕ   I  II   III  ТОМ  IV  —  О Ф.М. ДОСТОЕВСКОМ, Л.Н. ТОЛСТОМ, В.С. СОЛОВЬЕВЕ


ЗАМЕТКИ ПО ПОВОДУ ЛЕКЦИИ Н. Я. ПЯСКОВСКОГО «КАК МЫСЛИЛ ВЛ. СОЛОВЬЕВ О ВОСКРЕСЕНИИ»290

К лекции Пясковского291

Не Московскому Музею III-го Рима, не главному Архиву Министерства международного мирного дела292, а Историческому Музею выпала счастливая доля услышать первому радостную весть о воскресении не как Идее, а как факте (лучше было бы <сказать> — проекте), о воскресении не как мистическом, а как реальном деле. Эта великая весть и отживающее учреждение (Университет) может оживить, и недозревшее <(Музей)> — привести в зрелость. С 21 марта можем считать начало нового века, XX века, если он усвоит воскресение не как Идею, а как дело. XIX век превозносил Идеи, а XX-му, как более зрелому, нужно дело. В Программе чтения приветствуем зарю великого дела (фрашо-керете Истинного Заратуштры).

* * *

«Пессимизм, агностицизм и доктрины Соловьева. Жизнерадостная философия. Реализм или мистицизм в вопросе о воскресении»293.

По-видимому, здесь Пессимизму нынешнего времени противополагается Жизнерадостная философия Соловьева, а Агностицизму (относящемуся к знанию сословному, а не всеобщему, всех, к знанию в одиночку, знанию без общего дела) противополагается или, по крайней мере, должно противополагаться, Воскресение как научный опыт воссоздания Божьего создания, до сих пор разрушаемого человеком, воссоздания человеческим родом как единым экспериментатором и художником, братством всех сынов, воскрешающих всех своих отцов и матерей.

Такое воскрешение можно назвать гностицизмом, если оно есть мистицизм, или же превращением Гносеологии в Гносеоургию, превращением знания во всеобщее дело, переходом от таинственного храмового дела, или Литургии, к внехрамовому, превращающему явно, последовательно прах в самое тело и кровь тех поколений, от разрушения коих он произошел, для регуляции всех миров, если воскрешение есть реальное, а не мистическое.

* * *

Что противопоставляет Соловьев позитивистическому агностицизму или позитивистической ограниченности? Ограниченное знание? Мистицизм или агностицизм294.

Что противопоставляет Соловьев волюнтаристическому пессимизму, или ограниченности воли, дела? Жизнерадостная философия есть далеко не соответствующий ответ на пессимистический вопрос. Не философия, т. е. жизнерадостная мысль, а жизнерадостное Дело, дело воскресения — <вот достойный ответ.>

Агностицизм — непознаваемость, Пессимизм — отчаяние в осуществлении дела.

Программа:

«Страх смерти и смысл жизни», т. е. жизнь будет иметь смысл, когда она будет употреблена на приобретение бессмертия, смерть возбуждает страх.

Три оправдания и два доказательства.

* * *

Когда Пясковский* задавал в своей программе вопрос: «Реализм или Мистицизм в вопросе о воскресении» и склонялся в ответе к последнему295, в это время или вскоре после этого Толстой обозвал Мистицизм колдовством296, т. е. отверг мистицизм, не признавая реализма. Прямо противоположно Толстому в письме к Пясковскому297 признан реализм, не отвергая мистицизма, т. е. чудесного действия, уже по тому одному, что мистицизм находится в области агностицизма.

Хотя Толс<той> уверяет, что он изучил и теоретически, и практически православие, но как же он не заметил, что наша служба, и особенно страстная и пасхальная, есть не что иное, как комментарий Евангелия, а в последние дни Страстной и на Св. неделе Псалтырь, наиболее употребляемая в Богослужении, почти устраняется, а между тем эти дни служат образцом всех других служб, так что со временем службы всем святым, для коих дни их памяти, их успения, суть Пятки и Субботы (день же воскресения всех их сливается со днем Воскресения Христова) и по Службе уподобятся, ближе будут подходить к последним дням Страстным, как это уже исполнилось для дня Успения Пр. Богородицы298. И нынешний Служебный год есть лишь пятидесятикратное повторение двух недель, Страстной и Светлой, принимая последнюю за один день.

* * *

В то время, когда Пясковс<кий> читал свою лекцию об учении Соловьева о воскресении, в это время в «Мире Искусства» — 1900 г. — был уже напечатан Первый том критического исследования «Христос и Антихрист в Русской литературе — Л. Толстой и Ф. Достоевский», а в нынешнем 1901 в том же журнале «Мир Искусства» те же два писателя рассматривались как религиозные мыслители299. Но нам неизвестно, в каком отношении Мережковский находится к Соловьеву, писавшему в то же время об Антихристе. Но статья и Соловьева немного обращала внимания, а Мережковского еще меньше, хотя в это время вышло увещание или отлучение Синодом Толстого. Но самый предмет этот так чужд нашему веку, что не обратил на себя внимание.

* * *

Лекцию Н. Пясковского о том, как мыслил Вл. Соловьев о воскресении, не удостоил своим посещением ни один из друзей этого философа300. Такое пренебрежение относится несомненно не к личности Соловьева, ни даже к личности лектора, а, очевидно, к предмету лекции, к воскресению.

В сборнике статей, посвященных памяти Вл. С. Соловьева (М., 1901 (Вопросы философии и психологии. Январь-февраль, книга 56)), судя по разбору в «Историческом Вестнике» (¹№ 5, май), совсем не упоминается об этом предмете301, которому сам Соловьев, как, конечно, известно его друзьям, придавал, особенно в последние годы, важное значение, и даже в посмертной его статье о Лермонтове, помещенной в «Вестнике Европы» (февраль), раскрываются основы (как, по-нашему, неверно или очень отвлеченно понимает Соловьев) учения о воскресении302. Такое замалчивание легко может быть объяснено. Подобно тому, как друзья Языкова не обратили никакого внимания, даже забыли и заглавие сочинения, которое Языков (умирая) предлагал им прочитать и которое, по его словам, должно было совершенно изменить их взгляд на учение о воскресении303, так и друзья Соловьева видели в этом убеждении слабую сторону, пятно в его философском учении и потому считали и считают долгом замалчивать его.

С. 77 - 79

вверх