Начало
БИБЛИОТЕКА  РУССКОГО  КОСМИЗМА  —   Н.Ф. ФЕДОРОВ  //   БИБЛИОГРАФИЯ


Поиск
 ПРЕДИСЛОВИЕ   I  II   III  ТОМ  IV  —  СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ РАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ


ПО ПОВОДУ БРОШЮРЫ В. А. КОЖЕВНИКОВА «БЕСЦЕЛЬНЫЙ ТРУД, «НЕДЕЛАНИЕ» ИЛИ ДЕЛО?»43

Для автора брошюры «Бесцельный труд, «не-делание» или дело? » последнее слово служит не для того, чтобы сказать, что; нужно делать, а для того, чтобы скрыть это, т. е. скрыть то, что нужно делать. Впрочем, значение «дела » определить, открыть можно, если только логику и этику, истину и благо признать выражением необходимости, а не делом личного вкуса, не употреблять разум и нравственность в орудие угождения испорченному (культурному) вкусу времени. Если не-делание должно обозначить 0 (нулем), дело X (неизвестным), а бесцельный труд — дробью с отрицательным знаком (минусом)*, то Дело будет целая положительная величина, сложение, а не вычитание, всецелое. Автор называет это всецелое благом, также тщательно скрывая его значение, объем и содержание. Точно так же, когда автор говорит, что нужно жить «Со всеми и для всех », т. е. не для себя, но и не для других, то и тут он, во-1-х, замалчивает, что альтруизм — любимец нынешнего эгоистического века — низводится со степени добродетели, а во 2-х, не дает точного определения слову «все »: нужно ли понимать его в строгом смысле (живущие и умершие), или же это только фраза? Автор полагает, что он ничего не потеряет, в каком бы смысле ни решился вопрос о всех и о деле и благе, и никто не отгадает его настоящего мнения, — и очень ошибается: не-делание он отрицает, дела боится, следовательно, и есть золаист — приверженец бесцельного труда.

По смыслу заглавия автор должен желать или всего, или ничего, а по статье он согласен быть кой-чем, заняться бесцельным, безнадежным трудом. Благо для него не благо, все не все, дело не дело, ибо он не-делание опровергает, а дело не определяет, избегает определить. Как он может участвовать в деле, когда он знать его не хочет? Полное дело есть объединение миров, регуляция их путем воскрешенных поколений. Вы хотите устранить смерть и не хотите воскрешения, а желаете оставить рождение, но пока есть рождение, дело не будет полно, будет даровое, будет смерть, а не жизнь.

* * *

«...что следовало бы точнее определить задачи общего дела и средства к их выполнению. Что общечеловеческое дело может состоять только в водворении Царства правды (?), Царства Божия*, на земле (?), во всем мире, совокупным, сознательным**, добровольным*** трудом человечества****, — это, полагаю, выражено мною с достаточною ясностью (?) ». Вернее, с достаточною неопределенностью!44 Если совокупное заменить братским; человечество — сынами человеческими, сынами Бога всех отцов наших (умерших), сынами человеческими, вытесняющими отцов, и сынами Бога всех вытесненных отцов [не дописано.]

...что всечеловеческое дело может состоять только в водворении Царства блага (добра), Царства Божия во всем мире, в водворении путем совокупного, сознательного и добровольного труда (всех) сынов человеческих45 на место слепой, невольной эволюции или бездушного46 прогресса, — это, полагаю, выражено мною достаточно ясно для краткой статьи, имевшей целью предварительно только указать ошибочные, как мне думается, взгляды на труд и на назначение науки и противопоставить им другой взгляд, по моему убеждению, более правильный.

«Что же касается частного определения задач всемирного дела и способов его выполнения, то вопрос этот, по своей сложности (?), обширности не мог быть изложен в краткой статье; это составляет предмет большого сочинения. Дальнейшее же более подробное рассмотрение вопроса, «в чем должно состоять общечеловеческое дело», быть может, дано будет в непродолжительном времени... »

Для 3-го издания, исправленного.
«Бесцельный труд, не-делание... »
Предисловие
47

В наше время «делом » называют «битву », а настанет время и ныне уже есть, когда возвращение жизни, т. е. воскрешение, назовут делом. Дело в смысле битвы имеет множественное число, а Дело в смысле воскрешения имеет только единственное число, ибо воскрешение есть единое всеобщее дело. В первый раз Дело в смысле воскрешения является очень робко в заглавии небольшого сочинения, в котором дело противополагается толстовскому Не-деланию и бесцельному труду Золя. Какое это дело, которое противополагается Не-деланию в самом обширном смысле, какой это труд, который объединяет в себе все труды всех трудящихся, давая им цель, этого никто из читавших не отгадал. Дело оставалось Х-м, противостоящим толстовскому 0 (нулю) и множеству бесцельных занятий Золя, пока не появились два стихотворения (теперь <уже> три) того же автора, которые показали, что делом поэт называет знание, которое все силы природы приводит в действие, чтобы спящим в сумраке могилы жизнь возвратить48. Тем не менее автор стихотворений в новом своем сочинении не признает существования воскрешения даже в мысли, называя учение о воскрешении философиею будущего49, а между тем из письма Достоевского еще 1878 года мы должны признать существование мысли о воскрешении как деле в трех головах50.

С. 120 - 122

вверх