Начало
БИБЛИОТЕКА  РУССКОГО  КОСМИЗМА  —   Н.Ф. ФЕДОРОВ  //   БИБЛИОГРАФИЯ


Поиск
 ПРЕДИСЛОВИЕ   I  II   III  ТОМ  IV  —  СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ РАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ


ЗАЯВЛЕНИЯ О НЕЖЕЛАНИИ ВОСКРЕШЕНИЯ, О НЕЖЕЛАНИИ БЫТЬ ВОСКРЕШЕННЫМИ75

<Господа, делающие такие заявления,> даже не поняли, что, заявляя о своем и вообще <о> нежелании людей, они поставили себя ниже всяких скотов и зверей.

Впрочем, судить о желании человеческого рода по желанию нынешнего испорченного поколения весьма неосновательно.

После отчаяния в надеждах на равенство, свободу, братство, отечество в том смысле, какой придавал им прошлый <(XVIII)> век, — чаянием могут также быть и равенство, и свобода, и особенно братство и отечество, но в другом уже смысле. Ложь относительно равенства заключается не в том только, что люди, очевидно, рождаются неравными, а в том, что, предоставляя на основании этого мнимого равенства всем одинаковые права, вносят раздор, вражду, зависть, ненависть в мир; тогда как истинное равенство, равенство пред смертью и бедствиями, общими всем людям, ведет к объединению, если только люди поймут, в чем состоит их общее родовое дело. — Если равенство по рождению есть только мнимое, то неравенство перед смертью есть только кажущееся, ибо кроме смерти, как вопроса времени, зависящего от неравенства естественного, есть еще смерть случайная, не знающая никакого неравенства, поражающая одинаково всех. Кроме свободы естественной, с которою люди рождаются и которая и есть настоящее рабство, есть еще свобода мыслимая, представляемая (мнимая), которою довольствуются философы; истинная же свобода есть результат обращения совокупными силами слепой силы природы в управляемую разумом. Как ни странно братство, не желающее знать отцов, еще страннее патриотизм, т. е. гордость своими отцами, происшедшая из сокрушения об их смерти. Сокрушение ведет к объединению, а гордость — к раздору.

С. 128 - 129