Начало
БИБЛИОТЕКА  РУССКОГО  КОСМИЗМА  —   Н.Ф. ФЕДОРОВ  //   БИБЛИОГРАФИЯ


Поиск
 ПРЕДИСЛОВИЕ   I  II   III  ТОМ  IV  —  СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ РАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ


ОТРЫВКИ И НАБРОСКИ

1) О божественном рождении* и божественном создании мира144 и о человеческом бессознательном рождении и человеческом священном сознательном воссоздании мира, или О божественном рождении и о человеческом греховном рождении (эволюции, развитии, прогрессе), о божественном создании мира и человеческом священном воссоздании его.

2) О Пресвятой Троице, как учении о благолепии нетления, и о Пасхе воскрешения.

О Пасхе как празднике и как деле, общем священном, а вместе естественном деле.

* * *

«26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всей землей. 27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их»145.

Образ Бога, говорящего о Себе во множественном числе, и относится не к одному существу, а к двум безгрешным существам, в которых заключался тогда весь род человеческий. Первым следствием греха была рознь. Согрешив против Бога, стали грешить друг против друга, стараясь сложить свою вину на другого. По недостатку взаимной любви они сделались не только грешниками, но нераскаянными грешниками. Взаимными обвинениями они утратили не только образ, но и малейшее подобие Триединому Божеству.

«В отношении человека к миру Бог есть владыка всего и человек поставлен владыкою видимого мира». Сею чертою описывают образ Божий Златоуст и Феодорит, которые слова совета Божия о владычестве человека (26) принимают за объяснение образа Божия146.

* * *

«В которых (т. е. грехах и преступлениях) вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, ныне действующего в сынах противления» (Еф. II, 2)147.

Но почему воздух признали обиталищем духа зла. Не потому ли, что в нем видели источник болезней (поветрий), разрушительных вихрей...

* * *

Всякий назвавший своего брата «безумным» считается достойным геенны огненной148. Назвать безумным значит не признавать в человеке разума, не признавать разумным существом, имеющим обязанность участия в знании.

* * *

Заповедь же «Покайтесь»149, т. е. вспомните, что у вас есть и были Отцы, что вы сыны стольких умерших отцов-предков, вспомните ваше сиротство, — это есть возвращение сердец сынов к отцам и отцов к сынам, чем оканчивается пророчество Ветхого Завета и чем начинается Новый150. Но как только мы сознали себя сынами, нам понятно и отношение наше к природе слепой, умерщвляющей, и [к] Богу, не терпящему смерти отцов, т. е. есть одна заповедь — Объединения или братства сынов (как орудия Бога отцов) в деле возвращения жизни отцам.

* * *

Если у нас нищенство стало самым выгодным промыслом, то это показывает, что проповедь «о нищелюбии» не была бесплодна. Такою проповедью был Пролог151. В Прологе, в сентябре 11 чтений о нищелюбии, в октябре — 14, в ноябре — 13, в декабре — 25, в январе — 20, в феврале — 14, в марте — 18, в апреле — 10, в мае — 9, в июне — 14, июль — 7, август — 9. — Христос — нищелюбец, обнищавший нас ради.

* * *

Что это такое, что, имея один голос, бывает четвероногим, двуногим и трехногим (Аполлодор. Биб<лиотека> III. 5,8)152. Музы научили этой загадке сознательно.

«О «государстве» у животных можно говорить только иносказательно: в сущности это либо семья, разросшаяся до значения рода, если хотите, свободной или крепостной общины, и «каждый живет здесь с родом своим», не зная более высокой формы». (Основные вопросы философии <истории> Кареева. II т. стр. 144-я 1-ое изд.)153 Т. е. русские были, по мнению этого историка, скотами, — вначале были скотами при крепостном праве, остались ими и по освобождении. Россия только иносказательно может быть названа государством, место ее в Зоологии, а не в Истории.

* * *

Посольская Изба была родоначальником Министерства Иностранных Дел. Такое крестьянское или, может быть, христианское начало лежит в основе Министерства Иностранных Дел. Изба стала Приказом Посольским, и этот приказ [стал] во главе [других], которые, вероятно, из него и произошли по мере расширения и присоединения Новгорода, Смоленска, Малороссии, Белоруссии154.

Для города собирания Приказ Посольский, или внешних сношений, был главным, ибо задача собирания состояла в превращении внешних сношений во внутренние. Иногородное превращалось в междугородное. Дело собирания для Москвы было священным. Чтимые в присоединяемых городах иконы Москва переносила в свои храмы Успения, ставила их за гробами духовных собирателей.

* * *

Как объяснить одинаковое название для таких противоположных предметов. Не детский ли это оптимизм. Недаром славянское племя слывет enfantin и feminin155. Только грамотными и для грамотных отмечено различие фигуративное при фонетическом сходстве.

* * *

Вена, возвращающаяся с кладбищ (1-ое ноября — 20 октября) в день всех святых, услышала о смерти Русского Царя, а Париж с вестью о смерти его отправлялся 2 ноября на кладбище156. Протестантский Берлин, отвергающий поминовение, вынужден был добром или хотя злом поминать. Таким образом, Западная Европа языческая, гуманистическая, желающая забыть о смерти, уверить себя (как Толстой), что смерти нет, или (как А. Ревиль157), что религия вовсе не есть культ мертвых, была истинно религиозна в день 1–2 ноября (20–21 октября), ибо религия как почитание умерших неистребима: даже Париж 2 ноября поминал умерших. Неверие возможно лишь к религии, отвергающей культ умерших. Но и это возможно лишь к религии, [которая] ограничивается поминовением словом, а не делом, всеобщим воскрешением, или злоупотребляет поминовением, делая из него источник дохода.

* * *

До сего времени корень того направления, с которым должно бороться, был скрыт от нас, и нужно еще прибавить, что открытие этого корня представляет большую трудность. Если не только Гёте, даже Кант находит трудным и непонятным язык Гамана, то каким он должен быть не для немца...158

Гуманисты и Гомункулисы159

Если Гуманист есть павшее существо, блудный сын, то Гомункул есть уже конечное падение — это культурный человек XIX века. Лишь только выскочил из реторты, как начал критиковать своего творца, этот недоросль, недоделанный человек, исчадие индустриализма.

* * *

«...полетел в мою душеньку, красавицу, Италию! Она моя! Никто в мире не отнимет ее у меня. Я родился здесь. Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр, — все это снилось мне, снилось. Я проснулся опять на родине и пожалел только, что поэтическая часть этого сна — Вы (т. е. Жуковский, которому он пишет после получения денег от Императора Николая), да три-четыре оставивших вечную радость воспоминаний в душе моей, не перешли в действительность»160. Среди этих 4-х имен поэтической части уже, конечно, не могло быть имени давшего ему возможность быть в Италии и о благодарности к которому говорит он в начале письма, надеясь, что она достигнет до потомства161. Она и достигла чрез это письмо, достигла до потомства, доказав всю глубину неблагодарности и лицемерия.

* * *

Французский Хронос (Temps) по поводу празднества поминовения, — как выражается наша газета, — обратился к французским писателям (ученому сословию, которое забвение смерти или memento vivere принимает своим девизом и погребения, т. е. оживления, не понимает) с вопросом о том, что они лично для себя предпочитают: сожжение в кремационной печи или погребение обыкновенным способом — сгореть или сгнить? Коротенький ответ Альфонса Доде, который находит тот и другой способ одинаково неприятным, заключается во всех 11-ти ответах, не исключая Луазена162.

* * *

Говоря о двух фанатизмах, о двух индифферентизмах, или терпимости, что нужно выбрать из этих двух зол?163

* * *

«Текинцы смотрят на русских и на все русское с глубоким любопытством, но без благоговения. Они сознают себя побежденными, но все-таки чувствуют и свою силу, и затеи европейской цивилизации, подрывающей суровую природную мощь духа и тела человека, их, по-видимому, не вдохновляют. Туркмены крупнее, заметно плечистее и мускулистее русских. Каждый из них среди наших солдатиков, как пленный орел среди долинных птичников»164.

«Туркмен не нуждается ни в тени дерева, ни в сени власти».

«Не расти дереву, где есть верблюд. Не быть миру, где есть туркмен» (песня пашей).

Шалости — в смысле грабежа, разбоя; баловство — кражи.

Если разбои — шалость, воровство — баловство, то по такому воззрению народа нынешнее состояние рода человеческого есть несовершеннолетие.

* * *

1. Вытеснив кладбище, село становится городом и, забыв о смерти, а с нею и о жизни действительной, ставит на первое место вопрос о богатстве и бедности. Поэтому Плач Церквей о кладбищах165 есть плач об уклонении от истинного пути, от настоящего дела.

2. Плач о замене живой религии (религии Бога отцов, удаленной из города) мертвой религией деизма, религии сынов — религиею гуманизма.

3. Плач разумных существ о подчинении, зависимости от слепой, неразумной силы.

4. Плач о распадении на лишенных критикою святых чаяний, цели и смысла жизни и оставшихся при вере без дела и знания.

5. Об осужденных на небратство...

* * *

Говорить о борьбе человека с природою как <о> борьбе части с целым — совершенная бессмыслица, ибо по отделении от целого части будет не целое и часть, а будут две части, малая и большая166. Природа, начав сознавать себя, создает себе голову. Говорить о несоразмерности двух частей также бессмыслица. У природы нет разума, а у человека, т. е. разума, нет силы, — это значит, что природа не достигла полноты сознания, а разум — полноты власти.

* * *

Культура действует разрушительно, или истребительно, на половой инстинкт, она также истребительно действует и на питание, на дыхание, на все отправления, обращая все питательные вещества в медленно действующие яды, создавая смертоносные жилища, жилища, пожирающие своих жильцов, из жилищ делает саркофаги167.

* * *

Все усилия человека были направлены до сих пор к достижению этих мнимых благ168, которые он признает за действительные и не видит за ними ничего дальше; даже и те, которые дошли до признания мнимости этих благ, не видят пути, которым может быть достигнуто истинное благо, и не считают достижение его под силу людям, обрекают себя совершенно покою, воздержанию от всякой деятельности, чтобы не служить подобиям, мнимостям, подобно тому, как установлена была суббота для того, чтобы приготовить чел<ове>ка, вечно суетного, всецело предавшегося созиданию одних подобий, — приготовить его периодическим совершенным воздержанием от обычной деятельности к той, которая должна привести [не дописано.]

* * *

Не цивилизация (гражданственность), не культура, а рекреатура (воссоздание и родственность). Не эксплуатация, а регуляция. Не государство, а отечество169.

Под рекреатурою разумеется воссоздание «не нами созданного», а нами разрушенного или по нашему бездействию разрушившегося.

Под креатурою, твореньем, тварью разумеется или создание искусственное, или же созданье, не своим трудом произведенное, а по чужому капризу выдвинутое.

* * *

Говоря об обращении дарового, само собою рождающегося в трудовое, нужно разуметь воссоздание170. Иначе «Паровая наседка», искусственная матка, механический кормилец, превращение и у человека живорождения в яйценесение. Производство фабричным путем зерна есть самое великое зло и, конечно, противоположно воскрешению.

* * *

Итак, единственно только Дело воскрешения может создать братство (которое не нуждается в прибавлении свободы и равенства, ибо рабство и неравенство несовместны с братством), ибо воскрешение есть осязательное доказательство нашего от отцов рождения, т. е. братства171.

* * *

При нормальном ходе, т. е. при участии в сыновнем деле воскрешения, за преступлением следует не наказание, а восстановление, хотя еще и мысленное, а мучения совести превращаются в чувство не достигнутой еще цели172.

С. 156 - 161

вверх