Начало О  Н.Ф. ФЕДОРОВЕ МУЗЕЙ-БИБЛИОТЕКА  Н.Ф. ФЕДОРОВА  В  ЧЕРЕМУШКАХ АДРЕС Поиск


Н.Ф. Федоров. Иконография Храм Святителя Николая (фоторяд) К.Э. Циолковский. Радиовыступление 1935г. (RA)

Лев Толстой писал о Н.Ф. Федорове: "Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком".

В Москве последней четверти прошлого века Николай Федорович Федоров, философ, деятель библиотековедения, педагог-новатор был фигурой поистине легендарной. Современники восхищались его синтетическим умом, уникальными, энциклопедическими познаниями, подвижническим образом жизни, самоотверженностью служения людям. По своеобразной системе идей называли "Московским Сократом".

В течение 25 лет (с 1874 по 1898 гг.) проработал Федоров в библиотеке Московского Публичного и Румянцевского музеев (нынешняя Российская государственная библиотека), являясь духовным и нравственным средоточием всей еe деятельности. "Герой и подвижник в области книговедения", он был создателем своего рода "философии библиотечного и музейного дела", инициатором новых форм его ведения, выдвинул идею международного книгообмена, разработал концепцию музейно-библиотечного самообразования, находящую широкий круг последователей и в наши дни.

В каталожную библиотеки, где служил Федоров, собирались писатели и поэты (Л. Толстой, А. Фет), философы (В. Соловьев, Н. Страхов), ученые (Ф. Буслаев, М. Никольский, В. Шенрок, Г. Джаншиев), художники (В. Верещагин, Л. Пастернак). Как вспоминал историк и философ В.А.Кожевников, здесь велись философские споры, обсуждались животрепещущие вопросы общественной жизни России и звучало "среди разлада мыслей и тумана сомнений умиротворяющее слово" мыслителя: каждый уходил, оплодотворенный его идеями и проектами.

Н.Ф. Федоров ценил и любил Москву, ее исторические и духовные святыни, часто повторяя слова Александра III: "Москва - храм России, а Кремль - алтарь этого храма". Философ памяти, отечествоведения, он выступил с целым рядом инициатив в области изучения и сохранения культурного наследия прошлого, многие из которых уже воплотились в жизнь.

"Изумительным философом" назвал Федорова К.Э. Циолковский. В воспоминаниях, написанных незадолго до смерти, основоположник практической космонавтики воскрешал образ своего первого учителя по московским "университетам" самообразования, который заронил в юношу живые семена космической мечты. Факт встречи Федорова и Циолковского глубоко знаменателен. Именно с федоровской "Философии общего дела" начинается глубоко своеобразное философское направление общечеловеческого значения: русский космизм, активно-эволюционная, ноосферная мысль, представленная в XX веке именами таких крупных ученых и философов, как Н.А. Умов, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков и др.

Это направление, по-новому раскрывая задачи человека в мире, его ответственность за судьбу земли, обращено и к нашему, и к будущему времени, ведь на пороге третьего тысячелетия все острее встают перед человечеством проблемы глобального, общепланетарного масштаба, связанные с его отношением к природе, природным ресурсам, эволюционным законам, к самому несовершенному, смертному естеству человека, рождающему зло, индивидуальное и социальное. Философия Н.Ф. Федорова, обосновавшая необходимость нового, сознательно управляемого этапа эволюции, регуляции стихийных, разрушительных сил в природе и самом человеке, открывает оптимистическую перспективу истории. И сколь актуально звучат сегодня его мысли о нравственной ответственности науки, о примирении веры и знания в деле сохранения и приумножения жизни на земле. Сфера действия и влияния идей Федорова не была ограничена космической философией и наукой. "Философия общего дела" нашла отклик в творчестве многих писателей, поэтов, художников XX в., таких как В. Маяковский и Б. Пастернак, М. Горький и Н. Клюев, Н. Заболоцкий и А. Платонов, В. Чекрыгин и П. Филонов. Их творчество затронула глубина этических требований Федорова, своеобразие его эстетики, идеи регуляции природы, преодоления смерти, долга перед прошедшими поколениями. Не случайно писал о мыслителе А.Л. Волынский: "Рождением и жизнью Федорова оправдано тысячелетнее существование России. Теперь ни у кого на земном шаре не повернется язык упрекнуть нас, что мы не бросили векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда..."